Юридический справочник

Трехкомпонентная теория стратификации. Статусные группы, социальные категории

Социальная структура современного российского общества

Т. И. Заславская – современный российский экономист и социолог.

Российское общество состоит из четырех социальных слоев:
верхнего, среднего, базового и нижнего, а также... «социального дна». Под верхним слоем понимается, прежде всего, реально правящий слой... К нему относятся элитные... группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ.
Второй слой назван средним... Пока этот слой слишком малочислен... Это мелкие предприниматели... менеджмент средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные... специалисты и рабочие.
Базовый социальный слой очень массивен. Он охватывает более двух третей российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалифицированным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом.
К базовому слою относится часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий торговли и сервиса, а также большая часть крестьянства. Хотя социальный статус... интересы и поведение этих групп различны, их роль в переходном процессе достаточно сходна. Это в первую очередь приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус.
Структура и функции нижнего слоя представляются наименее ясными. Отличительными чертами его представителей являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит либо из пожилых малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, не заработавших достаточных пенсий, либо из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Определить данный слой можно на основе таких признаков, как очень низкий личный и семейный доход, низкий уровень образования, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы.
...Представителями социального дна являются преступники и полупреступные элементы – воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов, мелкие и крупные жулики, наемные убийцы, а также опустившиеся люди – алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т. д.

Социология в вопросах и ответах / Под ред. проф. В. А. Чуланова. –
Ростов-на-Дону, 2000. – С. 167–168.

Вопросы и задания к тексту:
1. На основе каких критериев, по вашему мнению, образована данная структура современного российского общества? Аргументируйте свой ответ.
2. Возможно ли в современной России изменить свою принадлежность к той или иной социальной группе? Приведите пример, подтверждающий ваш ответ.

Я-концепция Представления человека о самом себе и то, каким знают его другие люди, никогда полностью не совпадают. Каждый извлекает из собственных

переживаний некое существенное со своей точки зрения содержание и создает из него специфическую персонификацию - образ человека, модель его (или своей) личности, как он ее себе представляет. Все знают, что человек идеализирует («выдумывает») объект своей любви и создает контрастный образ врага. По тому же принципу создается персонификация самого себя... Организованная когнитивная (познавательная. - Ред.) структура, извлеченная из собственных переживаний своего собственного «Я», называется Я-концепцией. Однажды возникнув, она очень избирательно принимает в данную концептуальную категорию новые переживания или новую информацию. Поэтому ей приписывают тенденцию к самоподкреплению. Серьезный вклад в разработку этого понятия внес Манфред Кун. Он рассматривает Я-концепцию как основу для организации личности, ее интеграции в процессах социального взаимодействия. Кун выделяет пять функций данного образования в регуляции поведения: а) определение собственной идентичности; б) собственных интересов, симпатий и антипатий; в) своих целей и продвижений к успеху; г) системы соотнесения, в центре которой находится сам индивид в окружении значимых объектов; д) самооценивания. «Центральным в Я-концепции индивида, - пишет М. Кун, - является его идентичность, т. е. его генерализованная (обобщенная. - Ред.) позиция в обществе, происходящая из его статусов в группах, членом которых он является, которая предопределена этими статусами, и социальных категорий, которые группа членства заставляет его приписывать самому себе (пол, возраст, класс, раса и т. п.)». Вопросы и задания: 1) Как вы понимаете положение о том, что представление о себе и представление других людей о вас не совпадают? Приведите примеры такого несовпадения, известные вам из литературы. 2) Какие элементы входят в Я-концепцию? Как вы понимаете их сущность? 3) Какой важный для самопознания вывод можно сделать из того, что людям свойственно идеализировать предмет любви? 4) Может ли сформироваться Я-концепция у человека, лишенного общественных контактов? Ответ аргументируйте.

ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ СРОЧНО! Опираясь на собственный опыт приведите примеры влияния на личность сплоченной группы, где высоко ценится хорошее отношение

ее членов и существует групповое мнение.

Предлагаем вам фрагмент текста о ходе одного из известных экспериментов Соломона Аша, около полувека назад исследовавшего подчинение человека групповому

Совокупность индивидов, имеющих одинаковый статус, называется статусной группой. Традицию социологической интерпретации ста-тусовка групп начал М. Вебер. Наряду с экономическим строем, то есть способом распределения материальных благ, он выделял также социальное устройство - способ распределения чести и славы (уважения и признания). Статусные группы образуются индивидами, находящихся в подобной статусной ситуации, положительно или отрицательно оцениваются учитывая авторитет и престиж.

Стабильность оценок престижа обеспечивается стилем жизни, которого придерживаются индивиды определенной статусной группы. Статус определяет, где и в каком доме жить, круг друзей и знакомых ("свой круг") - тех, с кем прилично дружить, кого следует приглашать в гости, товары покупать и в каких магазинах, чем отдавать предпочтение в свободное время, как отдыхать и развлекаться и многое другое. Итак, имеющейся позиции должен соответствовать стиль жизни или стиль потребления, определенный вкус и навыки соблюдать правила и ритуалов, регулирующих повседневную жизнь. Иными словами, статусные группы - это группы определенного "стиля жизни", целенаправленно культивируется.

Выработка стиля потребления и соответствующего поведения требует многолетнего обучения, почти не поддается коррекции, часто передается по наследству. Что и как человек должен делать, как реагировать на те или иные ситуации - все это составляет своеобразный кодекс чести и морали, а иногда закрепляется в этикете, наборе правил, которые упорядочивают взаимодействие индивидов и их коллективное поведение.

По М. Веберу, основные черты статусных групп в наибольшей степени свойственны состояниям феодального общества. их положение в обществе, льготы и привилегии закреплены юридически, опираются на традицию и монопольное, никем не оспаривавшееся владения благами, возможностями, ресурсами. В средневековом Китае основой статуса было не материальное богатство, а квалификация государственных чиновников, которая совершенствовалась длительной гуманитарным образованием, обучением литературному стилю ведения деловых бумаг и каллиграфии. По состоянию было и российское дворянство с его привилегиями свободно распоряжаться землей, наказывать и миловать крепостных, полностью им подвластных, а также обязанностью нести повинность государственной службы. К тому же захудалый дворянин оставался дворянином, нищета, вдруг выпадали на его долю, не ограничивали его привилегий. Не обстоятельства жизни, а только воля монарха могла лишить статуса, который равнодушен к экономическим факторам.

Важной социальной функцией состояний была охрана существующих привилегий, окончательное закрепление их за собой. Цель состояла в том, чтобы не дать различиям в манерах и вкусах возможности нивелироваться, исчезнуть, не поддаться тенденции к унификации, то есть сохранить социальную дистанцию. Только стремление к такой цели инициирует процесс преобразования состояний на более или менее закрыты общественные образования пастообразного типа с ограничениями или даже запретом контактов и браков с представителями других каст, с увеличением количества ритуальных действий и церемоний, развитием культов и тому подобное. Брак дворянина с крестьянкой, посполитого - с дочерью казацкого полковника был исключением, служил основой сюжетов народной любовной лирики и более поздних литературных произведений.

Было бы ошибкой утверждать, что время статусных групп остался в прошлом. Действительно, в Средние века каждый ремесленный цех имел различия в одежде, правах и привилегиях. В конце XVIII в. в России и Украине знать (дворянство) отделилась от черни (казаков, крестьян) жизненными обычаями, образованием, манерами и языком, направляя повседневное общение на европейский - немецкий или французский - порядок. Сейчас лицо общества определяет экономический строй. Понятно, что классы, профессиональные группы и категории практически не имеют признаков состояний в понимании владения юридически закрепленными правами и жизненными возможностями. Настойчивее, чем когда-либо, современные социологи говорят о наступлении "массового общества", "массовой культуры", подчеркивая нарастание однообразия в жизни общества и индивидов. Однако отсюда не следует, что современные сообщества, группы лишились абсолютно всех признаков групп "стиля жизни".

Культуре и стилю жизни "масс" сегодня уверенно противопоставляются культура и стиль жизни "элиты". Вслед за Вильфредо Федерико Парето, к элите относят, во-первых, незначительное количество индивидов, добившихся больших успехов в своей про * профессиональной деятельности, получив выдающиеся результаты. Это, как правило, гении и просто таланты, которые проявляют незаурядные способности в различных сферах деятельности: экономике, искусстве, науке, спорте. Во-вторых, элита - достаточно узкий круг лиц, имеющих государственную и политическую власть в обществе. Престижный отдых и престижное потребление, подражания высокой моды становятся возможными, потому что сложилась индустрия удовлетворения вкусов и притязаний элиты, а те, кто относится к ней, имеют возможности и средства культивировать такой образ жизни, который им нравится.

Носителем признаков статусных групп не только элита. В современных обществах эти признаки иногда свойственны группам, сохраняющие традиционный образ жизни и обычаи, предпочитают устоявшимся и доступным занятием. В таком положении оказались сегодня в экономически процветающих странах выходцы из развивающихся стран: турки в ФРГ, мексиканцы в США. Этнические меньшинства вообще является более замкнутыми и довольно стабильно воспроизводят традиционный стиль жизни - то естественным путем, или вынужденно, под влиянием внешних обстоятельств.

Кроме того, становлению общественного порядка или, иначе говоря, повышению значения распределения авторитета, чести и славы способствует экономическая и политическая стабильность на фоне слишком замедленного хозяйственного роста, как это произошло в 70-80-е годы в СССР. Честь и славу за экономические, строительные и другие успехи принято было адресовать правящей партии и ее лидеров. Именно тогда расцвела система государственного награждения орденами и медалями, которая способствовала формированию статусных групп, причем некоторые из них начинали "закрываться", обосновывая всеми доступными средствами и закрепляя права на владение ресурсами и возможностями. В бывшем СССР этот процесс обслуживали система скрытого распределения дефицитных материальных благ, "специальные" предприятия, которые производили продукцию и предоставляли услуги для облеченных властью слоев, контроль над зарубежными поездками (ограничение выездов), а также внутригрупповые браки.

И наоборот, любые технологические, экономические, политические и социальные преобразования нарушают и ослабляют статусный порядок, выдвигая на передний план, о чем и отмечал М. Вебер, классовую ситуацию. 90-е годы в Украине - это десятилетие формирования нового экономического строя, то есть распределения богатства, престижа и стиля жизни. Выяснилось, что новые экономические группы населения, материальное существование которых основывается на негосударственных формах собственности, достигая финансового и материального благосостояния, одновременно утверждают себя и как статусные группы. Преобразование жилья на товар, например, открыло новые возможности для территориального рассредоточения различных "классов" и групп населения.

В крупных городах с развитой структурой услуг сетью магазинов всегда престижнее жить в центре, а массовое строительство разворачивалось на окраинах. В 90-е годы интен-сивнишим стал процесс перераспределения жилья (обмен квартиры на финансовые возможности) между группами населения, имели разные экономические возможности: одни из периферийных районов переселились в центр, другие в обратном направлении, третьи предпочитали собственном доме на окраине города. Стандарты потребления согласовывались с финансовыми возможностями из-за доступности импортных товаров, сеть дорогих магазинов, туристических агентств и тому подобное. Ведь промышленность Украины, сфера услуг не в состоянии были обеспечить разнообразие стилей жизни, поскольку не имели такой ориентации ни раньше, ни к середине 90-х годов. Однако относительная свобода зарубежных поездок, проникновение на украинский рынок товаров зарубежного производства способствовали культивированию выбранного стиля жизни. Итак, сложились предпосылки (о большем пока говорить заранее) для формирования статусных характеристик новыми экономическими группами.

Те категории людей (например, рабы), судьба которых не детерминирована возможностями (или шансами) приобре-тать на рынке товары в личное пользование или обслуживать самих себя, социолог относит к «статусным группам».
Вебер определяет их так: «В противоположность классам статусные группы являются нормальными сообществами. Правда, в большинстве своем они аморфны. В противоположность чисто экономически детерминированной «классовой ситуации» мы понимаем под «статусной ситуацией» любой типичный компонент жизненной судьбы людей, который детерминирован специфическим, позитивным или негативным, социальным оцениванием почести. Такая почесть может обозначать любое качество, оцениваемое большинством людей, и, конечно же, оно тесно связано с классовой ситуацией: классовые различия самыми разнообразными способами связаны со статусными различиями. Собственность как таковая не всегда признается и в качестве статусной характеристики, но с течением времени она проявляла себя таковой, причем с удивительной регулярностью».
Статусную почесть Вебер выражает сле-дующим образом: это специфический стиль жизни, который ожидается от тех, кто высказывает желание принадлежать к данному кругу людей. Связанные с этим стилем ожидания представляют собой ограничения «социального» общения (то есть общения, которое не обслуживает экономические или любые другие «функциональные» цели бизнеса). «Статус» развивается постольку, поскольку он не является индивидуально и социально иррелевантной имитацией другого стиля жизни, но представляет собой осно-ванное на достигнутом согласии совместное действие за-крытого типа. По мнению М. Вебера, статусные группы развивают особый образ жизни: особый стиль потребления, общения, особый характер заключенных браков.
Термином «социальный статус» Вебер обозначил реальные притязания на позитивные или негативные приви-легии в отношении социального престижа, если этот статус основывается на одном или большем количестве следующих критериев: а) образ жизни, б) формальное образование, заключавшееся в практическом или теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни, в) престиж рож-дения или профессии.
Из определения видно, что и имущие, и неимущие могут входить в одну и ту же статусную группу.
Философ считал, что развитие статуса - важный вопрос страти-фикации, основанной на узурпации. Узурпация - естественный источник почти всех статусных почестей. «Однако путь от этой чисто конвенциональной ситуации к легальным приви-легиям, позитивным или негативным, легко прокладывается, как только определенная стратификация социального поряд-ка становится реальным фактом, как только достигнута стабильность благодаря упорядоченному распределению эконо-мической власти <...>».
Кроме того, стратификация по статусам сочетается с монополизацией идеальных и материальных товаров или возможностей. Помимо специфической статусной почести, которая всегда основывается на дистанции и исключительности, мы обнаруживаем все раз-новидности материальной монополии.
Конечно, материальная монополия предоставляет самый эффективный мотив для придания исключительности статусной группы, хотя сама по себе она не всегда является достаточным условием.
Статусные «почести» означают, что статусные группы выступают специфическими носителями всякого рода «условностей».
Таким образом, Макс Вебер в отличие от Карла Маркса, определяет разделение на классы не только наличием или отсутствием контроля над средствами производства, но и экономическими различиями, не связанными напрямую с собственностью. А так же, он выделяет еще один важный аспект стратификации, название которому - статус.



Теория социальной стратификации и социальной мобильности.(Сорокин)

Сорокин - один из родоначальников теорий социальной стратификации, социального пространства и социальной мобильности. В своей теории стратификации Сорокин объяснил, что любое общество делится на различные слои- страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. К основным формам социальной стратификации (или расслоения общества) Сорокин отнес экономическую, политическую и профессиональную. Социальная стратификация - естественное и нормальное состояние общества. Она объективно обусловлена существующим общественным разделением труда, имущественным неравенством, разными политическими ориентациями и т.п.



Меняя профессию или вид деятельности, свое экономическое положение или политические взгляды, человек переходит из одного социального слоя в другой. Этот процесс получил название социальной мобильности. Сорокин разделил социальную мобильность на горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность означает переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся в целом на том же уровне социальной стратификации. Вертикальная мобильность – переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке.

Сорокин пришел к выводу, что соцальная мобильность является положительным явлением и свойственно демократическим, динамическим обществам. Исключением является ситуация, когда в состоянии динамического движения, резкой мобильности находится все общество. Это означает кризис, неустойчивость нежелательная мобильность для общества однако другая крайность - противоположная ситуация - никакой мобильности, застой, что свойственно тоталитарным обществам.

А также Сорокин ввел понятие «социальное пространство» и вложил в него иной смысл, чем был до этого - совокупность всех членов общества, как целое. В этом обществе где люди не равны, они занимают разные места в представлениях, мнениях окружающих. Одни из них находятся высоко, другие ниже в социальном пространстве.

Статусное измерение дает представление о субординированности позиций индивидов в системе отношений в малой группе. Различия в статусе могут оказывать существенное влияние и на отношение извне и на самоотношение человека. Более того, они во многом определяют и возможности самореализации.В частности, определенная связь выявлена между величиной статуса индивида и степенью соответствия его поведения нормам группы. С оговорками можно говорить о следующих особенностях: 1) высокостатусный член группы более конформен, чем низкостатусный; 2) высокий статус в группе обеспечивается полным согласием с групповыми нормами; 3) в отдельных ситуациях наибольшую приверженность групповым нормам демонстрирует занимающий вторую по степени престижности позицию в группе; 4) высокостатусному субъекту может быть позволено отклонение от групповых норм в попытке способствовать достижению групповой цели (феномен "идиосинкразического кредита"). В подобном разнообразии альтернатив несомненная сложность группового процесса (равно, впрочем, как и сложность эмпирического его изучения), не позволяющая, согласно системному пониманию группы, линейно трактовать взаимосвязи, возникающие между теми или иными ее феноменами и требующая придать их анализу вероятностный характер. В дополнение отметим, что иногда поведение высокостатусных членов группы соотносится не столько непосредственно с принятыми в ней нормами, сколько с ожиданиями их низкостатусных партнеров, безусловно, подверженными влиянию групповых норм. В этом случае выделяются два типа ситуации, в одном из которых акцент делается на продуктивности группы, а в другом на ее сплоченности.Еще одним аспектом статусно-структурного измерения является феномен "генерализации статуса", суть которого в том, что статусные характеристики индивидов, связанные с членством других социальных группах и первоначально внешние к ситуации межличностного взаимодействия в данной группе, будучи привнесенными в эту ситуацию, начинают оказывать значительное внимание на особенности разворачивающего взаимодействия, в частности, на "внутренний" статус самих его участников.Статусная иерархия в группе не является фиксированной: она может варьироваться во времени и от ситуации к ситуации. Статусная иерархия может быть и институциональной по характеру. Занимаемая позиция определяет и статус, примером чему является популярный трюизм: я начальник - ты дурак, ты начальник - я дурак. В соответствии с теорией состояния ожидания статус определяется двумя источниками: 1. Специфическими характеристиками статуса - характеристиками, определяемыми соответствие способностей групповым задачам (например, атлетизмом в спортивной команде). 2. Диффузными статусными характеристиками - характеристиками, которые непосредственно не связаны с групповыми задачами, но позитивно оцениваемый в обществе (например, бытие ребенком, старшим по возрасту). Диффузные статусные характеристики, ассоциируемые с ожиданиями полезности, генерализируются на широкий класс ситуаций, даже весьма далеких от групповых задач.Статусное измерение весьма тесно пересекается измерением социометрическим, характеризующим субординированность позиций индивидов в системе внутригрупповых межличностных предпочтений, и репрезентируется как в классическом варианте социометрической структуры группы, так и в аутосоциометрической ее модификации. По существу, социометрическое измерение в значительной мере является в неформальной статусной структуры группы. Статус - это соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, cпeцифичных для данной системы. При всей демократичности современной организации и популярности "встреч без галстуков" статусные различия играют важнейшую роль в организационном поведении и оказывают значительное воздействие на групповые процессы. Неслучайно многие члены организации, порой, не отдавая себе отчета, чрезвычайно серьезно озабочены приобретением статусных символов.Мы живем в классовом обществе, и, несмотря на все демократические декларации, еще слишком далеки от реального равноправия. В течение всей своей истории человеческое общество было разделено на богатых и бедных, благородных и простолюдинов, на власть имущих и бесправных. И каждая, даже небольшая группа формировала и формирует свои роли, правила и ритуалы для того, чтобы отличить своих членов. Статус является важным фактором в понимании поведения, так как он является значимой мотивирующей силой и ведет к изменениям в поведении в случаях, когда индивид обнаруживает рассогласование между тем статусом, к которому он стремится и которого он заслуживает, и тем положением, которое он занимает в действительности.Статус - это престиж, позиция или должность в рамках группы. Он может быть формально утвержден группой пocpeдством титулов, званий и привилегий. Чаще имеет место статус в неформальном смысле. Статус может быть приобретен посредством таких характеристик, как образование, возраст, пол, квалификация или опыт. В принципе, любая характеристика может стать статусной, если члены группы воспринимают ее как ценность. Даже будучи неформальными, эти статусные характеристики не становятся менее важными в жизни группы. Таким образом, хотим этого или нет, мы помещаем окружающих нас людей в статусные категории, и среди членов группы существует довольно четкое представление, кто находится выше, кто в середине, а кто аутсайдер. В классическом исследовании в ресторанной промышленности, проведенном В. Уайтом, была наглядно продемонстрирована важность наличия статуса на рабочем месте. В полевом исследовании Уайт проверял гипотезу о том, что люди работают более согласованно в том случае, если персонал, имеющий более высокий статус, побуждает к действию служащих с менее высоким статусом. Он обнаружил, что в тех случаях, когда такое соответствие отсутствует, неизбежно возникает конфликт между формальным и неформальным статусом. Источники статуса. Статус придается индивиду группой, и в этом смысле является групповой ценностью. В качестве статусной характеристики может выступать любая социальная или индивидуальная характеристика: внешняя привлекательность или уродливость (например, шрамы на лице), молодость и старость, высокий рост или миниатюрность и т.д. Среди борцов сумо, например, ценится огромный вес. Он обладает несомненной статусной ценностью в этой профессиональной группе. В то же время среди профессиональных жокеев такой ценностью, наоборот является миниатюрность. Говорить по-английски с русским акцентом - имеет разную статусную ценность в Лондоне и в Ташкенте. То, чем индивид владеет, что он знает или умеет, может иметь или не иметь статусной ценности. Все зависит от той системы групповых координат, на основании которой производится оценка.На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что: 1. Организации и группы снабжают индивидов статусными атрибутами различными путями. 2. Статусным значением могут обладать престижная профессия, положение в организационной иерархии, заработная плата, организационные льготы и т.д. 3. Любопытна изощренная система статусных символов, принятая в некоторых организациях. 4. На выбор статусных символов оказывает влияние и научно-технический прогресс. 5. Даже рабочая нагрузка может иметь статусное содержание.

Список литературы:

1. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов. - Мн.: АСАР, 2005. 2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.2: Пер. с франц. _ М.: Мир, 1992. 3. Краткий психологически словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985.

4. Американская социологическая мысль. - М., 1994. 5. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб., 1996. 6. Митрохин С. Трактат о толпе // Век XX и мир. - 1990. № 11. 7. Московичи С. Век толп. - М., 1996. 8. Преступная толпа. - М., 1998. 9. Психология господства и подчинения: Хрестоматия. - Минск, 1998. 10. Психология масс: Хрестоматия. - Самара, 1998. 11. Психология толп. - М., 1998. 12. Руткевич А.М. Человек и толпа // Диалог. - 1990. - № 12. 13. Фрейд 3. «Я» и «Оно». - Тбилиси, 1991.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении