Юридический справочник

Игра по биологии млекопитающие. Разработка урока на тему:" Млекопитающие. Общая характеристика и особенности внешнего строения млекопитающих. “заморочки из бочки”

06.01.2015 2241 460

Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедея- юльности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания, роли этих животных в природе и жизни человека.

Оборудование: чучела зверей, скелеты, таблицы «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие», «Тип Хордовые. Схемы кровообращения позвоночных», «Тип Хордовые. Схемы строения головного мозга».

В игре участвуют две команды. Команда-победительница определя­ется по сумме баллов. Игру проводит ведущий. Научные консультанты (2-3 человека: учитель, сильные ученики) определяют правильность от­ветов. Баллы подсчитывает судейская бригада. Игра включает 5 геймов.

I.Счастливый случай».

Игровое поле разделено на 6 секторов: 1 сектор - «Внешнее строение зве­рей»; 2 сектор - «Внутреннее строение млекопитающих»; 3 сектор - «Поведе­ние и размножение», 4 сектор - «Многообразие млекопитающих»; 5 сектор - «Экологические группы зверей»; 6 сектор - «Многообразие млекопитающих».

Игрокам предлагаются вопросы двух категорий, отличающиеся уровнем сложности. В каждом секторе есть вопросы как простые, так и сложные. За правильный ответ на простой вопрос команда получает 1 балл, за сложный -

2балла.

Сектор определяется броском кубика, номер вопроса учащиеся выбирают сами.

Внешнее строение зверей

1.Почему в сильную жару собака высовывает язык?

2.Что характерно для внешнего облика млекопитающего?

3.Чем кожа млекопитающих отличается от кожи пресмыкающихся и птиц?

4.Каковы строение и роль волосяного покрова? Почему он не развит у китов и дельфинов?

5.На теле кошки нет жировых и потовых желез, при виде добычи у нее не выделяется слюна. У кошачьих гибкий позвоночник и сильные задние лапы. Нюх у кошки неважный, но слух и зрение хорошие. Какое значе­ние имеют названные особенности для животного?

6.Наблюдается ли смена шерсти у зверей? Если да, то какое значение в жизни животного имеет этот процесс?

7.Пахучие железы млекопитающих представляют видоизменение саль­ных или потовых желез, а иногда и их комбинации. Какое значение имеют эти железы в жизни животного?

8.Назовите видоизменения эпидермиса у млекопитающих и их назначение.

9.Назовите способы передвижения млекопитающих: медведя, антилопы (или лошади), собаки.

Внутреннее строение млекопитающих

1.Какие приспособления имеют животные, питающиеся грубой расти­тельной пищей, для ее переваривания?

2.Животные, впавшие в глубокий зимний сон, всего на доли градуса теп­лее окружающего воздуха. Потребление кислорода и выделение угле­кислого газа уменьшается примерно в 10 раз. Еж, который делает 40-50 вдохов в минуту, зимой делает лишь один вдох. Сердце его бьется еле-еле. Какой вывод можно сделать на основании этих фактов?

3.Какие особенности скелета указывают на наземный образ жизни мле­копитающих?

4.Почему в холодную погоду многие животные спят, свернувшись в клубок?

5.Что представляет собой диафрагма и какова ее роль?

6.В чем заключаются особенности дифференцированной зубной системы?

7.Чем отличаются эритроциты млекопитающих от эритроцитов других животных? В чем заключается положительная черта этих изменений?

8.В чем заключается сходство и отличие кровеносной системы птиц и млекопитающих?

9.Какие органы тела млекопитающего участвуют в процессах теплорегу- ляции.

Поведение и размножение млекопитающих

1.Какую роль играет плацента?

2.По каким признакам подразделяют класс млекопитающих на три под­класса?

3.У некоторых млекопитающих (зайцы, киты) молоко очень жирное (у китов, например, жирность молока до 54%), а у других (обезьяны, вол­ки) - нет. Предложите объяснение данного факта и на его основе назо­вите других животных, у которых должно быть жирное или нежирное молоко.

4.Вес медвежонка составляет 0,2% веса медведицы, соболенка - около

0,3%, ягненка - почти 10%. В течение первой декады жизни соболи прибавляют в весе в сутки около 10 г, ягнята - около 180 г, а медвежа­та - 2,5 г. Как это можно объяснить?

5.Ученые ставили опыт. Когда летучие мыши улетели на охоту, они за­крыли щитами вход в пещеру. Мыши, возвращаясь под утро домой, одна за другой с размаху ударились о преграду. О чем говорят результа­ты данного опыта?

6.В чем заключается забота о потомстве у млекопитающих?

Многообразие млекопитающих

1.Известно, что бобры перегрызают толстые деревья. Почему зубы бобра не тупятся?

2.Назовите семейства, входящие в отряд Хищные и приведите 2-3 при­мера по каждому семейству.

3.Какие выводы можно сделать на основании следующих фактов: кит ды­шит легкими, у зародыша синего кита закладываются зубы (затем они исчезают), в скелете синего кита имеются остатки тазовых костей?

4.Тигр, пантера и другие кошки, за исключением гепарда могут тихо под­крадываться к добыче. Благодаря чему это возможно?

5.Почему дельфинов относят к млекопитающим, а не к рыбам?

6.Чем различаются крылья птицы и летучей мыши?

Экологические группы зверей

1.Какие особенности строения утконоса характеризуют его как водное животное?

2.Какие насекомоядные млекопитающие обитают под землей? Какие особенности строения крота связаны с его образом жизни?

3.Перечислите приспособления млекопитающих пустыни к пережива­нию жары.

4.Тушканчики - «двуногие» скоростные прыгуны. Какими особенно­стями внешнего облика они обладают, с чем это связано?

5.Какие особенности строения развились у белки в связи с приспособле­нием к жизни на деревьях?

6.Какие приспособления развились у крупных млекопитающих в связи с жизнью в открытых пространствах?

Многообразие млекопитающих

1.По каким признакам зайцеобразные отличаются от грызунов?

2.Каковы особенности строения хищных млекопитающих?

3.Чем китообразные отличаются от ластоногих?

4.Чем жвачные парнокопытные отличаются от нежвачных?

5.Чем хоботные отличаются от других млекопитающих?

6.Какие особенности насекомоядных животных говорят об их примитив­ности?

II. Ты - мне, я - тебе

Команды задают друг другу заранее подготовленные вопросы: 1 вопрос за­дают капитаны и 1-2 вопроса - члены команды. В игре могут принимать участие болельщики.

III. Черный ящик

Командам предлагается определить, что спрятано в черном ящике.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Конспект урока на тему

Конспект урока на тему
«Класс Млекопитающие, или Звери».
Цель урока образовательная: Знакомство с внешним строением и признаками
класса Млекопитающих.
Цель урока воспитательная: расширение знаний о классе млекопитающих
Цель урока развивающая: развитие представления о многообразии животного
мира.
Оборудование: мультимедиа проектор.
Ход урока
1.
2.
3.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания
Объяснение новой темы
Здравствуйте!
Сегодня мы с вами совершим путешествие по океану знаний в страну,
которой нет на карте, но с некоторыми жителями этой страны вы хорошо
знакомы, а об остальных вам предстоит узнать. Что это за страна вы должны
догадаться, ответив на следующий вопрос.
Внимание! Таинственная незнакомка. У меня в руках описание одного
очень интересного существа. Ваша задача – догадаться, о ком идет речь. Не
торопитесь с выводами! Все версии – после прослушивания.
Это животное нам хорошо знакомо и очень похоже на нас. Хотя для кого­
то сравнение с ним может показаться оскорбительным. Сердце, легкие и
пищеварительная система его так похожи на человеческие, что в перспективе
могут использоваться для пересадки человеку.
Сердечные клапаны применяются уже сегодня. Эти животные, общаясь со
своими собратьями, издают 23 звуковых сигнала.
Удивительно строение их кожи. Она обладает способностью загорать, ее
можно использовать как перевязочный материал при ожогах. Под этой
уникальной повязкой быстрее образуется собственная кожа пациента.
Животные, о которых пойдет речь, различают цвета.

Как и люди, они любят чистоту. Им нравится отыскивать грибы, и они не
боятся укусов змей.
Ученые относят их к числу самых умных животных. Более того, одной их
представительнице было присвоено офицерское звание, так как она легко
находила наркотики.
Итак, кто же она?
Вот этот симпатичный поросенок (учитель достает игрушку) будет
талисманом сегодняшнего урока. Но почему вдруг сегодня я заговорила об
этом существе?
Все правильно, новая тема. «Класс Млекопитающие, или Звери».
При изучении этой темы закладывается фундамент изучения биологии в 8­
м классе, и значит, вы должны быть очень внимательны и прилежны.
­ Так, в какую страну мы совершим путешествие?
+ В страну Млекопитающих, или Зверей.

Вокруг, насколько хватит глаз,


Млекопитающие, или Звери, с давних времен интересовали людей.
Знаменитый шведский ученый К. Линней в своей «Системе природы»
(1758г.)перечислил только 86 видов млекопитающих; сегодня науке известно
около 4500 видов этих животных.
Сегодня первый урок по теме, и цель его – самое общее знакомство с
классом млекопитающих.
Для первого знакомства из более 4500 видов я выбрала всего 4 зверя.
Выбрала не случайно, а с определенным умыслом.
Ваша задача – его разгадать.
­ Один из самых лучших землероев. Очень интересна шерсть этого
животного: она очень короткая, густая, разглаживается в любую сторону и
меняется до 4 раз в год.
+ Крот.
­ Великолепно ориентируется в абсолютной темноте благодаря уникальной
системе эхолокации. Они – великолепные летуны, способные перелетать на
расстояние до 1000 км.
+ Летучая мышь.
­ Кто на задних лапках скачет,
В теплой сумке сына прячет?
Кто, вставая в полный рост,

Опирается на хвост?
+ Кенгуру.
­ Голова животного заканчивается знаменитым «клювом», напоминающим
утиный. Клюв покрыт кожей, богатой нервами и особыми рецепторами,
чувствительными к слабым электрическим импульсам. Такие импульсы
возникают при движении водных беспозвоночных, которыми он питается.
+ Утконос.
Сделайте, пожалуйста, вывод.
Что я хотела вам показать?
+ Разнообразие сред обитания, они заселяют все жизненные среды: воздушно­
наземную, водную и почвенно­грунтовую.
Общая характеристика класса Млекопитающие, или Звери.
1. Знаю я млекопитающих
И приятных, и пугающих,
Симпатичных и ужасных,
Безобидных и опасных,
Хищных, травоядных,
Грязных и опрятных,
Лохматых, голокожих
И на людей похожих.
2. Мышки и собачки,
Коровы и слоны,
Крошки и зверюшки
Большой величины.
У них есть много общего –
Они живородящие,
Все они выкармливают
Деток молоком.
3. Вокруг, насколько хватит глаз,
Венец творенья – высший класс,
Созданья процветающие – млекопитающие.
4.У млекопитающих очень тонкий нюх,
Развиты прекрасно зрение и слух.
5. У млекопитающих, всех без исключения,
Есть волосяной покров
И склонность к облысению.

6. Очень большое дело – температура тела
Выжить зверьку помогает,
Его изнутри согревает
В холодной воде, на горячем песке,
На льдине, в болоте и даже в земле.
7. Там покров волосяной, шелковистый и густой,
А у меня бесцветный, редкий, незаметный.
Самые обычные млекопитающие, которых мы знаем с детства, ­ наземные
животные, бегающие на 4 ногах(мыши, кошки, собаки, лошади.) Но разве
утиная мордочка утконоса или полет летучей мыши не напоминает птиц?
Разве водные звери (дельфины и киты) своим обликом и быстрым плаванием
не напоминают рыб? Чешуйчатый покров ящеров­ панголинов, панцирь
броненосцев, иглы ехидны, ежа, дикобраза ­ это тоже примеры
разнообразного и удивительного облика млекопитающих.
Чем же объясняется многообразие зверей? По­ видимому, тем, что их
предки в течение многих миллионов лет приспосабливались к различным
условиям жизни; в результате до наших дней дожили только наиболее
приспособленные из них.
Млекопитающие отличаются и по их величине. Самый маленький зверек­
землеройка­ малютка массой 2 г, а самое крупное животное из всех когда
либо живших и живущих на Земле ­ синий кит массой 150 т. Синий кит
тяжелее землеройки­ малютки в 65 миллионов раз.
Разнообразны у зверей повадки и образ жизни. Например, у ехидны и
утконоса детеныши вылупляются из яиц, у кенгуру и других сумчатых они
рождаются недоразвитыми, а у зайцев и мышей новорожденные беспомощные,
слабые, слепые. В то же время у многих зверей(хоботные, непарнокопытные)
детеныши в скором времени после рождения могут стоять, ходить, даже
следовать за матерью.
Известно много млекопитающих, бодрствующих весь год, но есть много и
таких, которые полгода проводят в спячке.
Что же объединяет в одну систематическую группу столь разных
животных?
Дайте общую характеристику млекопитающих.

Вывод: Млекопитающие ­это живородящие животные, вскармливающие
своих детенышей молоком, тело большинства из них покрыто волосяным
покровом, очень хорошо развитая нервная система, челюсти с зубами,
способность к регуляции температуры тела. Млекопитающие – самая
высокоорганизованная группа позвоночных
2. Игра «Биологический тир».
55 баллов – отлично. (5).
54 – 50 – меткий стрелок (4).
49 – 40 – хороший стрелок. (3).
Менее 40 – мазила. (2).
Номер вопроса обозначает сумму набранных баллов, если вы на него ответите
верно.
1. Сколько кругов кровообращения у млекопитающих? (1 балл).
2. Сколько камер в сердце у млекопитающих? (2 балла).
3. У млекопитающих замкнутая кровеносная система. Какая кровеносная
система называется замкнутой? (3 балла и т. д.)
4. В каких условиях живут млекопитающие?
5. Какие органы чувств у млекопитающих достигли значительного развития?
6. Млекопитающие теплокровные животные. Какие животные называются
теплокровными?
7. Чем питались предковые формы млекопитающих?
8. Что обеспечивает лучшую сохранность молодняка в разнообразной
обстановке?
9. Сколько позвонков в шейном отделе позвоночника у млекопитающих?
10. Верно ли утверждение: «Забота о потомстве приводит к сокращению
рождаемости у животных». Докажите свою точку зрения.
Разверну –ка я Красную книгу,
(Очень «толстая» книга причем)
И, вглядевшись, даемся мы диву­
Сколько жизней у нас за плечом.
Насекомые, птицы и рыбы,
Теплокровные –не перечесть.
А ведь этих существ мы могли бы
Сохранить и от смерти сберечь.

И не зря на Земле есть наука
О защите природной среды.
Экология –важная штука
Без нее бы мы не смогли…
Изучаем мы жизнь организмов,
Приспособленность их к среде,
А еще человеческий фактор,
Как угрозу всему на Земле.
Я надеюсь, что чудо случится­
Человечество скоро поймет,
Вымирание живых организмов
И его тоже к смерти ведет.
Мы не можем дышать углеродом
Выхлопных труб машин
И пить загрязненную воду­
Добывая с различных глубин.
И системы природных сообществ
Невозвратно разрушены,
Изменяется климат планеты­
Вот к чему мы сегодня пришли.
Изучая эту науку,
Мы находим решенья проблем,
Чтобы дети знать не могли,
Что такое загрязненье Земли!
Я очень рада, что мы с вами удачно вернулись из путешествия.
Мы внимательно взглянули на жизнь Млекопитающих, или Зверей и
увидели там немало интересного, чего не заметит равнодушный человек, не
любящий природу.
И не нужно уезжать в далекие страны, чтобы посмотреть на диковинки.
Вокруг нас живут очень интересные животные.
Внимательно изучайте природу, присматривайтесь ко всему – и вы
сумеете открыть немало различных тайн природы.
Домашнее задание: прочитать параграф 51 задание в тетради.

Урок по теме: Класс Млекопитающие проводится после изучения всей темы, способствует развитию познавательной деятельности учащихся. Форма: урок -игра "Счастливый случай" . также используется при проведении урока-филворд, зоошутка. Для оценки учащихся применяется оценочный лист.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме: «Класс Млекопитающие».

Цель урока: повторить и систематизировать знания по теме:

«класс Млекопитающие»

Задачи:

Повторить и обобщить знания учащихся о строении, образе жизни и многообразии животных класса Млекопитающие. Закрепить умения учащихся распознавать отряды, семейства и виды животных класса

Развивать мыслительные способности и речь учащихся путем активизации их

деятельности на уроке. Развивать коммуникативно-организаторские способности учащихся, навыки самопрезентации.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация. рисунки

План урока:

I.Организационный момент (2-3 мин)

а) организация класса и постановка познавательных задач;

II. Основная часть (40 мин.):

По ходу выполнения заданий учащиеся заполняют опросный лист.

1. Разминка (10 мин.) вопрос-ответ.

Характерные особенности млекопитающих.

Слайд №3-6

2. Игра: счастливый случай.

1 часть- вопросы разноуровневые. (по 8 вопросов каждому)

Зеленый цвет – 1 бал

Синий цвет -2 балла

Красный цвет -3 балла.

Всего 24 вопроса.

2 часть «Зоошутка» (рисунки на столах)

3 часть: «Филворд» Венгерский кроссворд, или Филворд .

При разгадывании нужно вписывать ответы в сетку с расставленными буквами. Точнее, не вписывать, а вычеркивать .

4 часть: Распредели животных по отрядам.

III. Заключение (5 мин.). Подведение итогов. Учащиеся и жюри подсчитывают общее количество баллов и выставляют себе оценку.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 40.

«5» - 40 – 44 балла,

«4» - 34 – 39 баллов,

«3» - 33 – 27 баллов,

«2» - менее 27 баллов.

Итоги урока.

Самоанализ урока

1 . В соответствии с типом урока – урок обобщения – была определена его структура, состоящая из следующих этапов:

I. Организационный момент;

II.Актуализация знаний;

III.Закрепление материала;

IV.Обобщение и систематизация изученного;

V.Подведение итогов. Рефлексия.

VI.Домашнее задание.

Последовательность этапов соответствовала типу урока.

2. Образовательная, развивающаяи воспитательная направленность урока соответствовала теме. Уровень достижения образовательного аспекта:

Планировала, что на данном уроке большинство учащиеся достигнут 3-4 уровня обученности – уровня понимания и уровня умений и навыков (применение на практике полученных знаний). Учащиеся смогут устанавливать причинно-следственные связи фактов, вывести причину и следствие. 80% учащихся будут правильно определять место Млекопитающих в системе животного мира, а также знать сходство и различие между отрядами. будут отвечать на информационные и смысловые вопросы.

Контроль к концу урока показал, что все учащиеся справились с поставленной целью. Научились определять сходство и различие отрядов Млекопитающих Без ошибок работали……..чел. С ошибками……..чел. Правильно отвечали на вопросы сразу……….чел. При оказании помощи в виде подсказок и наводящих вопросов – все, что соответствует реализации запланированного уровня достижения цели.

Планировала включить каждого ученика в деятельность. Результат – активность была достаточно высокой.

3.Мотивация была осуществлена за счет постановки вопросов, использования ТСО, настроя на успешность работы, взаимовыручку, внимания, дисциплинированности.

Цели каждого этапа , методы и приемы:

Оргмомент – настроить учащихся на урок.

Использовались приемы: взаимное приветствие, четкая команда, использование звуков, произносимых животными.

Актуализация знаний : выявить пробелы в изученной теме и скорректировать ее.

Использовались приемы: индивидуально-речевое проговаривание учащимися известных понятий, работа с текстом, использование ТСО.

Целеполагание и мотивация – обеспечить принятие учащимися цели учебной деятельности, показать практическую значимость изучения материала, привлечь внимание, вызвать интерес к уроку.

Закрепление знаний: обеспечить усвоение знаний на уровне их применения в различных ситуациях.

Использовались приемы: многократное повторение.

Обобщение и систематизация знаний – обеспечить систематизацию знаний.

Использовались приемы: прием цепочки, взаимоконтроль.

Рефлексия – мобилизация ученика на рефлексию своего поведения на уроке. Подведение итогов как работал класс в целом и отдельные учащиеся. Выявление того, что узнали нового и справились ли с поставленной целью.

Использовались приемы: самоконтроль, взаимоконтроль.

Информация о домашнем задании – обеспечить понимание целей, содержания и способов выполнения ДЗ.

4. Достижение цели урока было обусловлено соответствующим отбором содержания учебного материала с учетом возрастных, индивидуальных особенностей, программных требований, учетом содержания предыдущих уроков. Материал соответствовал принципу научности, доступности, наглядности, индивидуализации. На протяжении урока поддерживались межпредметные связи с уроками чтения, географии.

6. Методы обучения отобраны в соответствии с индивидуальными особенностями, содержанием учебного материала, с целями урока:

  1. Репродуктивные;
  2. Объяснительно-иллюстративные;
  3. Практические;
  4. Частично-поисковый;
  5. Проблемный;

Для повышения эффективности использовались ТСО.

При подаче содержания урока использовался прием порционной группировки материала: от простого к сложному, логической связи между собой всех этапов урока, чтобы новый материал воспринимался учащимися цельно, едино, чтобы тема проходила через весь урок.

7. Формы организации познавательной деятельности:

  1. Фронтальная;
  2. Индивидуальная;

обеспечили эффективное сотрудничество между учащимися, между учителем и учащимися, активность на каждом этапе позволили эффективно реализовать намеченные цели.

8. На уроке был организован контроль за уровнем достижения целей через выявление е учителем качества и уровня овладения знаниями, способами действий, обеспечение их коррекции через вопросы после каждого этапа, проверку усвоения знаний через заполнение таблиц, постановку проблемного вопроса, а также взаимоконтроль со стороны учащихся. К концу урока учащиеся смогли оценить уровень достижения знаний и определить, над чем еще надо работать.

9. На уроке использовался личностно-ориентированный подход к учащимся.

10. Вся работа на уроке была направлена на развитие коммуникативных навыков и использование здоровьесберегающих технологий.

11. Оценка учителем урока (Что получилось? Что нет? Почему? Удовлетворенность или неудовлетворенность уроком).

Предварительный просмотр:

Вопросы к открытому уроку по биологии 7 класс.

  1. У каких животных зубы растут всю жизнь? (грызуны)
  2. кто из млекопитающих имеет сложный желудок, состоящий из 4х отделов
  3. кто ловил рыбу своим хвостом? (волк)
  4. «Косой» зверь –кто это? (заяц)
  5. какие особенности насекомоядных говорят об их примитивности

(откладыване яиц)

  1. какой зверь приехал к нам из тропического леса в ящике с апельсинами7 (чебурашка)
  2. В чем заключается забота о потомстве у млекопитающих? (выкармливание детенышей молоком)
  3. Чудо-юдо великан, на спине несет фонтан? (кит)
  4. Кто такой утконос: зверь с птичьим клювом, птица со звериным телом или ящер, покрытый шерстью? (зверь с птичьим клювом)
  5. Почему зубы бобра никогда не тупятся? (снаружи покрыты твердой эмалью, изнутри
  6. что представляет собой хобот слона? (видоизменение верхних челюстей)
  7. сколько шейных позвонков у млекопитающих? (7)
  8. сколько камер в сердце у млекопитающих? (4)
  9. для чего зайцу длинные уши? (чтобы поддерживать постоянную температуру тела.т.к у него нет потовых желез)
  10. К какому отряду относятся тюлени? (ластоногие)
  11. назовите семейства, входящие в отряд Хищные (собачьи. Кошачьи
  12. какой зверь предупреждает сородичей о внезапном появлении диких животных? (лось)
  13. К какому отряду относится ехидна? (первозвери)
  14. Для чего волку нужны ноги? (для того чтобы питаться)
  15. К какому классу относятся Грызуны и Зайцы? (млекопитающие)
  16. чем кровеносная система млекопитающих отличается от кровеносной системы пресмыкающихся? (2 круга кровообращения, 4 камерное сердце, сердце у пресмыкающихся 3 камерное)
  17. Кто такие хищники?
  18. В честь какой кошки в Великую Отечественную войну назвали немецкий танк Т-V ? (пантера)
  19. сколько пальцев на ногах имеют парнокопытные? (2или 4)

Предварительный просмотр:

Распредели виды животных по отрядам.

Отряды:

А) Первозвери:
Б) Насекомоядные:
В) Грызуны:
Г) Зайцеобразные:
Д) Рукокрылые:
Е) Хищные:
Ж) Китообразные:
З) Ластоногие:
И) Парнокопытные:
К) Непарнокопытные
Л) Приматы:

Представители:

1 -серая крыса; 2-волк; 3-домовая мышь; 4 -вампир; 5- кабан;

6-бурый медведь; 7- манул;

8-лошадь; 9- кашалот; 10-норка;
11-касатка; 12-павиан;

13-макака; 14-морж; 15-носорог;

16-лось; 17-лиса; 18-ушан; 19- утконос;

20-ехидна; 21- ёж;

22-суслик; 23-морской котик;

24 - кролик

25 -дельфин-белобочка;26 - зубр;

27-пищуха; 28-белка

Ответ.

«ФИЛВОРД»
Задание: найти названия отрядов млекопитающих

ЗООШУТКА.

Сколько видов животных изображено на рисунке, определить из частей тела каких млекопитающих составлено фантастическое животное.

Лист контроля.

1. особенности отрядов млекопитающих (правильный ответ 3 балла).

Конспект открытого урока

Тип урока: обобщающий урок

Цели урока:

    образовательные: обобщить и углубить знания учащихся о строении, образе жизни и многообразии животных класса Млекопитающие. Закрепить умения учащихся распознавать отряды, семейства и виды животных этого класса.

    развивающие: развивать интерес и познавательную активность учащихся, умение анализировать, сравнивать, развивать логическое мышление

    воспитательные: развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в группах; формировать экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, распечатанные задания для конкурсов; альбомные листы и карандаши; секундомер.

Используемые технологии: игровые технологии, проблемное обучение, ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Повторение и обобщение изученного материала.

Ребята, мы познакомились с вами с представителями класса млекопитающие. Изучили их строение, познакомились с физиологическими особенностями, образом жизни и сегодня на уроке мы с вами выясним роль млекопитающих в природе и жизни человека. Мы вспомним происхождение млекопитающих, сравним их с другими хордовыми животными, побеседуем о роли и значении млекопитающих, экологии их. При изучении представителей каждого класса, мы говорили об их характерных особенностях.

Какими же характерными особенностями обладают млекопитающие, и что их отличает от других классов царства животных? - Почему млекопитающих считают высшими среди хордовых животных? - Почему млекопитающие являются одной из самых многочисленных групп животных на территории земного шара?

Ребята, а теперь давайте представим на минуту, что произойдёт, если все млекопитающие на земном шаре исчезнут. (Учащиеся обсуждают проблемную ситуацию, в процессе обсуждения выясняем значение млекопитающих в природе и для человека) - А может такое произойти в действительности? - Что делается в нашей стране для защиты млекопитающих? - Какие животные, относящиеся к классу млекопитающие, занесены в Красную книгу? (учащиеся называют известных им животных)

А сейчас я предлагаю вам познакомимся с млекопитающими, занесёнными в Красную книгу, которые встречаются на территории Самарской области. В этом нам помогут ребята, которые подготовились заранее. При просмотре презентации выполните задание - составьте в тетради таблицу:

Название животного, занесённого в Красную книгу

Внешнее строение, образ жизни

Место обитания

(Просмотр презентации, который сопровождается комментарием учащихся её подготовивших)





После просмотра презентации учащимся, которые её подготовили, выставляются оценки, выставляются оценки и за устные ответы учащихся на вопросы, всё сопровождается комментарием.

Ребята, следующая часть урока будет не совсем обычной, я предлагаю вам поиграть. Условия игры: в игре принимают участие три команды по рядам парт, каждый конкурс оценивается сразу, за каждый правильный ответ 1балл, счёт отображается на доске, побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Оценки выставляются следующим образом: за 1 место –“5”, за 2 место – “4”, за 3 место – “3”. Поощрительные оценки получают активно работающие учащиеся из каждой команды.

Разминка”

Все вопросы обсуждаются одну минуту

Вопросы:

1) Был жаркий день. Я очень устал. Шли мы медленно, но моя собака учащенно

дышала, высунув язык. Что с ней случилось? (На теле собаки почти нет потовых желез, поэтому в жаркие дни охлаждение организма достигается испарением воды с поверхности языка и дыхательных путей)

2) Какое значение для животных имеет волосяной покров? Почему он не развит у китов, моржей? (Волосяной покров защищает млекопитающих от ушиба и холода, у китов и моржей развит толстый слой подкожного жира, который заменяет им волосяной покров)

3) Отряд яйцекладущих иногда называют однопроходные или первозвери. Назовите представителей отряда и поясните, почему все 3 названия верны? (Представители: утконос, ехидна. Однопроходные, потому что имеют клоаку. Первозвери, т.к. примитивные. Яйцекладущие, т.к размножаются откладыванием яиц)

4) Чем питание кабана отличается от питания лося? К какому отряду относятся эти звери? (Кабан – нежвачное парнокопытное, питается разнообразной пищей. Лось – жвачное парнокопытное, питается исключительно растительной пищей)

5) В названии каких двух отрядов есть слово «первые». И почему они первые? (Первозвери – первые примитивные, приматы – первые высокоорганизованные)

6) Местные жители Алтая утверждают, что животное сочетает в себе качества различных домашних животных; как корова дает молоко; с него стригут шерсть, как с овцы; хвост у него лошадиный, а хрюкает как свинья. О ком идет речь? (Як, из отряда парнокопытных)

Угадай загадку! Определи отряд млекопитающих”

Задания озвучиваются учителем. Вопрос для 1 команды:

Это рыба – людоед, не просись к ней на обед! (Акула, Китообразные)
- Очень много силы в нём, ростом он почти что дом. У него огромный нос, будто нос лет триста рос. (Слон, Хоботные)

Вопрос для 2 команды:

Мать детей своих не бросит, сумку мать на брюшке носит, в эту сумку как в нору деток прячет… (Кенгуру, Сумчатые)
- Страшен гривы этой гнев, царь зверей конечно… (Лев, Хищные)

Вопрос для 3 команды:

Рыжий зверь в лесу живёт, самым хитрым там слывёт. (Лиса, Хищные)
- Что за зверь лесной? Встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы- уши больше головы? (Заяц, Зайцеобразные)

Выбери правильный ответ”

Задания команды получают в виде карточек. Вопрос для 1 команды: - Когда спят кенгуру? А) утром;
Б) днём;
В) вечером;
Г) ночью. - След какого зверя похож на человеческий? А) медведя;
Б) волка;
В) лося;
Г) кабана.

Вопрос для 2 команды: - Какой из этих медведей сумчатый? А) панда;
Б) гризли;
В) белый;
Г) коала. - Когда лоси сбрасывают свой “головной убор” – рога? А) весной;
Б) летом;
В) осенью;
Г) зимой.

Вопрос для 3 команды: - Назовите единственных животных на Земле, лишённых способности издавать звуки? (рыбы не в счёт) А) жирафы;
Б) слоны;
В) олени;
Г) верблюды. - Мех какого животного причислен к геральдическим знакам? А) горностай;
Б) куница;
В) бобр;
Г) соболь.

Игра – гусеница”

Раздаются заранее подготовленные карточки с заданием. Учащимся предлагается зашифрованная запись, где слова, обозначают название животных. Необходимо их найти и выписать.(1 балл за каждое слово)

СЕКАЛЯБЕЛЗИОЛВСТСЬЛКАИА (кит, лось, белка, лев, заяц, лиса.)

По очереди каждая команда отвечает на вопрос, который диктует учитель, если команда не знает ответа, то право ответить предоставляется другой команде, первой, поднявшей руку. (одна минута равна трем вопросам по 20 секунд на каждый)

1. Сумчатое яйцекладущее (Ехидна)

2. Главный признак млекопитающих. (Вскармливание детенышей молоком)

3. Другое название беззубых китов. (Усатые)

4. Кто относится к отряду мозоленогих. (Верблюды, ламы)

5. Перечислите человекообразных обезьян. (Горилла, гиббон, орангутанг, шимпанзе)

6. Домашнее зайцеобразное. (Кролик)

7. Почему у грызунов резцы стираются от грубой растительной пищи, но не

уменьшаются.(Они постоянно растут)

8. Бактерицидное вещество, входящее в состав слюны собаки и заживляющее раны.(Лизоцим)

9. Самый многочисленный отряд млекопитающих. (Грызуны)

10. Группа волков, во главе которой стоит старый вожак. (Стая)

11. Самое крупное млекопитающее. (Синий кит)

12. Имя какого ученого носит дикая лошадь, которая сохранилась только в неволе. (Лошадь Пржевальского (Ученый Н. М. Пржевальский))

13. Как иначе называют бегемота. (Гиппопотам)

14. Сколько шейных позвонков у жирафа. (Семь)

15. Самый высокоорганизованный отряд. (Приматы)

16. Звуки, не воспринимаемые человеческим ухом. (Ультразвук)

17. Летучие мыши, питающиеся кровью теплокровных животных. (Вампиры)

18. Мышевидный грызун, на кончике хвоста имеющий роговые чешуйки. (Крыса)

19. Способ ориентации летучих мышей в пространстве. (Эхолокация)

20. У кого длиннее кишечник: у овцы или собаки. (У овец)

21. Какой палец наиболее развит у лошадей. (Средний, третий)

Подведение итогов урока

Итак, сегодня на уроке мы многое успели: серьёзно поработать, повторить и обобщить знания о классе млекопитающие, узнать что-то новое о животных Красной книги и даже поиграть. Сейчас пришло время выставления оценок. Согласно счёту (который на доске) члены команды занявшей 1 место – получают “5”, за 2 место – “4”, за 3 место – “3”. Поощрительные оценки получают активно работающие учащиеся из каждой команды.

Домашнее задание

Творческого характера: подготовить кроссворд на тему «Млекопитающие»

Пояснительная записка

Название презентации: Интерактивная игра «Млекопитающие»

Формы организации игры могут быть различные: индивидуальная, парная, групповая.

Цели использования презентации: данная презентация может быть использована при проведении обобщающего урока по теме «Млекопитающие» (Биология 7 класс), при проведении внеклассных мероприятий по биологии, при подготовке к ГИА.

Инструкция по использованию презентации:

1. Переход к новому слайду осуществляется с помощью стрелок в нижней части слайда. Переход по щелчку отменен, т.к. используются триггеры.

2. На слайде 2 имеется вставка музыки. Файл во вложении.

3. Для игры учащиеся могут быть разделены на команды. Каждой команде выдается для работы с презентацией беспроводная мышь. Игроки могут самостоятельно выбирать ответы, вращать барабан (слайды 8 и 25).

4. Для работы со слайдами 40, 42, 44, 45 необходим выход в интернет.

5. Слайд 3. Игрокам выдаются карточки с заданием.

П еред вами карточки с признаками класса Млекопитающие.

В них есть некоторые ошибки. За каждую найденную ошибку команда получает 1балл.

1. Холоднокровные позвоночные

2. Тело покрыто волосяным покровом

3. Живорождение, вскармливание детенышей молоком

4. Неполное разделение артериальной и венозной крови

5. Простое поведение

6. Наличие диафрагмы

7. Четырехкамерное сердце, один круг кровообращения

6. Слайд 4. Проверяется знание систематики. Даны систематические категории, их нужно распределить в правильной последовательности и прочитать классификацию.

После выполнения осуществляется проверка задания. При щелчке по слайду выстраивается правильная последовательность систематических групп.

7. Слайд 5. Задание «Назовите отряд». При создании данного слайда использовался методический прием «лифт». Для прокручивания использовать кнопку со стрелкой. При нажатии на кнопку происходит смена иллюстраций. Участникам нужно определить к какому отряду Млекопитающих относится данное животное. Смену иллюстраций ученики осуществляют самостоятельно, по очереди с помощью беспроводных мышек.

8. Слайд 6. Задание: определить кто лишний и почему. При клике по слайду «лишние» исчезают. I - рысь (рысь - дикая, другие животные - домашние), II - верблюд (безрогий, остальные животные с рогами).

9. Слайд 7. Игра «Колесо фортуны» (на основе шаблона Аствацатурова Г. О.) . на слайде имеется звуковое сопровождение. Файл во вложении. Три кнопки, которые позволяют выходить на разные типы заданий: «заморочки» и «подбери пару». Кнопка «продолжение» заканчивает игру и направляет на слайд 39 с новым заданием.

10. Слайд 8. Дети самостоятельно вращают барабан, кликая мышью по центру. Для перехода к вопросу - нажать на высветившийся красным кружок, на который указывает стрелка. Работа со слайдами с вопросами (слайды 9-24). При открытии слайда виден вопрос, на который дети должны ответить. Для проверки - кликнуть по слову «ВОПРОС». Появляется ответ и сопутствующие иллюстрации. Данные иллюстрации можно использовать для дополнительной проработки вопроса. В верхней части слайда имеется кнопка «меню», которая перенаправит на начальный слайд игры. Для перехода на слайд с барабаном нужно использовать значок барабана в правом нижнем углу. На 24 слайде после выхода ответа появляется надпись «Вопросы темы исчерпаны». С этого слайда возвращаемся на первый слайд игры и выбираем следующий тип заданий.

11. Слайд 25. «Подбери пару». У каждого животного есть свои отличительные черты, которые его очень ярко характеризуют. Подберите пару: животное - черта характера.

Вращение барабана и выбор задания аналогично как на слайде 8.

На слайде с заданием имеется фотография животного, нужно назвать отличительную черту, которая его характеризует. Для проверки - кликнуть по фотографии, появляется ответ. На последнем слайде осуществляется переход по кнопке «меню» на начальный слайд игры.

12. Слайд 39. Зоошутка. Предложен рисунок фантастического животного. Определить из частей тела, каких млекопитающих оно создано. Для проверки - кликнуть по слайду, выходит ответ и на рисунке данная часть отмечается красным.

13. Слайд 40. Играем в прятки. Интерактивный кроссворд «Млекопитающие» на сайте LearningApps.org.

14. Слайд 41. Шифровка. Определить какие животные зашифрованы на слайде. Для проверки кликнуть по слайду.

15. Слайд 42. Найди пару. Интерактивное задание на сайте LearningApps.org.

16. Слайд 43. Черный ящик. Предлагается описание животного, нужно определить его. Настроена анимация, для ответа щелкнуть по слайду.

17. Слайды 44, 45. Интерактивные задания на сайте LearningApps.org.

Для перехода к игре нажать кнопку «играть»

Слайд 45.

18. Слайд 46. Подводятся итоги игры. Награждаются победители.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении