Юридический справочник

Великие танцоры — Марта Грэм. Марта грэхем - великая танцовщица и хореограф Становление личности, становление таланта

Великая Марта... Именно так называют американцы гениальную танцовщицу, хореографа-новатора Марту Грэм. Если в нашей стране Марта Грэм известна в основном лишь профессиональным танцорам и , то в Америке эта яркая брюнетка со скульптурными чертами лица и горящими выразительными глазами стала поистине национальным достоянием.
Участвуя в создании танца модерн, Марта внесла неоценимый вклад в развитие не , создала незабываемые постановки и образы, воспитала достойных учеников.


Становление личности, становление таланта

В мир танца Марта Грэм пришла достаточно поздно, лишь в 20 лет. Родившись в Америке в мае 1894 года, в силу пуританского образования, она была далека от искусства и, тем более, хореографии. Однако увидев на сцене балетную диву Рут Сен-Дени, была покорена ею и приложила все силы, чтобы поступить в ее школу. Страстная, темпераментная, экзотичная Марта не прижилась в школе, где требовали от воспитанниц плавной и нежной грации.

Молодая женщина покидает школу и создает в 1926 году труппу Martha Graham Center of Contemporari Dance, состоящей только из танцовщиц. Марта ставит талантливые номера, призванные осознать роль женщины в обществе, в судьбе любимого мужчины, в жизни страны. Одной из знаменитых постановок того периода стала работа "Плач", в которой Марта предстала скульптурой, разрывающей условности, навязанные женщине обществом.



В 1938 году в труппе появляются двое мужчин, один из которых, Эрик Хоукинс становится мужем Марты.

На сцене появляются все новые номера, настоящие танцевальные драмы, в которых исследуются не столько внешние события, сколько самые глубокие и тайные движения души. Великую Марту не зря стали называть "Шекспиром танца".

Марта вдохновлялась античными и библейскими мифами, историей Америки, обращалась в своем творчестве к Фолкнеру, Теннеси Уильямсу, сестрам Бронте. Ее постановки становились все масштабней, а их психологизм все глубже и изощренней.



Техника Марты Грэм

В особой, необычайно выразительной технике танцовщицы в отличие от плавных главенствуют резкие, угловатые движения. Напряженность и суровая откровенность поз отрывают зрителя от равнодушного созерцания и призывают к мысли и самопостижению.
Техника Марты, в основе которой соединились "сжатие и растяжение" столь выразительна, что до сих пор привлекает хореографов.

Биография

Хотя семья Грэм была религиозной и считала танцы грехом, однажды ей было разрешено пойти на концерт известной танцовщицы Рут Сен-Дени . Кроме того, несмотря на строгость взглядов, родители Марты были не против её обучения в колледже. Вассар-колледж, куда её прочили родители, был известен не только качеством образования, но и своими спортивными традициями и суфражистскими симпатиями. Однако, увидев выступление Рут Сен-Дени, Марта захотела стать танцовщицей. В 1913 году ей разрешили поступить в Школу экспрессии в Лос-Анджелесе ; затем она училась в школе Денишоун , которую основала сама Сен-Дени вместе с партнером, Тедом Шоуном, в Испании.

В годы, когда проходило ученичество Грэм, на танец смотрели главным образом как на развлечение - он был составной частью водевилей , костюмированных представлений, светских балов. Статус искусства имел только один вид танца - балет , который в Америке считался европейской штучкой. В американских же танцевальных школах учениц готовили для участия в шоу и кабаре, и относились к ним соответственно. Но Марта хотела быть не девушкой из кабаре, а настоящей артисткой. Она с гордостью вспоминала позднее в мемуарах, что единственная в школе была освобождена от строгого надзора, которому подвергались все другие девушки, на том основании, что «Грэм - это искусство». И впоследствии все её мужчины смотрели на неё снизу вверх, как на художника и гения.

В её эпоху бытовали жёсткие стереотипы мужского и женского, о том, например, что мужчины церебральны, а женщины эмоциональны; мужчины в танце выражают себя в толчковых прямолинейных движениях, а женщины - в плавных движениях, совершающимся по траекториям кривых. Грэм заявила, что она «не хочет быть ни деревом, ни цветком, ни волной». В своих танцах она отказалась от стандартного взгляда на женственность и стремилась к тому, чтобы сделать свои персонажи безличными, условно-формальными, сильными и даже маскулинными. В теле танцора, по мнению Грэм, зрители должны видеть человека вообще - дисциплинированного, способного к высокой концентрации, сильного. Очень многие комментаторы её творчества отмечали связь Грэм с феминизмом. На суперобложке одной из её биографий помещена цитата, взятая из статьи в «Нью-Йорк Таймс»: «Наиболее воинственная и наиболее талантливая феминистка, Марта Грэм освободила и женщину, и танец!» Хотя она сама считала, что не принимала участие в движении за эмансипацию, своим танцем Грэм ломала стереотип: женщина - это слабое существо.

Марта Грэм родилась в глубоко религиозной семье города Аллегейни (скоро ставшим частью Питтсбурга). Ее отец Джордж Грэм был потомком ирландских эмигрантов и исповедовал пресвитерианство. Мать Джейн Бирс была пуританкой и принадлежала к потомкам вписавшего свое имя в историю английского офицера Майлза Стэндиша.

В юности Марта увидела выступление знаменитой танцовщицы Рут Сен-Дени и как истинная женщина-телец буквально забредила танцами. К счастью для будущих поколений, в середине 1910-х гг. родители отпустили девушку учиться в только что созданной школе Сен-Дени и ее коллеги Теда Шоуна "Денишоун". Марта успешно прошла обучение и в 1920 году впервые вышла на сцену в составе труппы "Денишоун". Годы обучения она будет вспоминать с большой благодарностью, о своем первом самостоятельном концерте 1926 года из восемнадцати номеров она впоследствии скажет: "Все было сделано под влиянием "Денишоун".

В том же 1926 году Марта Грэм основала собственный центр танца Martha Graham Center of Contemporary Dance, существующий до сих пор.

Для своих балетов Марта Грэхем не только разрабатывала хореографию и принимала участие как танцовщица, но и заказывала композиторам нужную музыку. Ее излюбленными персонажами были "женщины на изломе", часто ими становились героини греческих или библейских мифологий, одержимых земными страстями.

Под влиянием Марты Грэм зритель изменил свое отношение к танцу. До нее существовали или фривольные танцы в кабаре, или европейский балет, в котором мужчине и женщине отводились строго определенные гендерные роли. В своих постановках Грэм демонстрирует зрителю в первую очередь человека сильного, порывистого без различий по половому признаку. По ее мнению тело помнит движения души, танец показывает каков человек.

Грэхем вошла в историю как основоположница модерн-танца, как создательница одной из самых влиятельных его школ. Новая форма сделала классический балет более близким и понятным простому зрителю. Хореография стала строиться на основе новых сюжетов, не типичных для классического европейского балета. Фигуры в танце часто меняются, они плавно перетекают из одного в другое как это естественно для человека в обычной жизни, танцовщик исполняет роль и обнажает свои эмоции. Пуанты, растяжка, выворотность становятся не нужными, важность придается естественным движениям человеческого тела, пусть набор их и ограничен, фигуры ассиметричны. Часто танцоры выходят на сцену вообще босиком, они больше не парят над сценой, тяжело и мучительно они преодолевают законы физического тяготения.

Марта Грэм описала механику человеческих движений как чередование напряжений и расслаблений. Ее техника была освоена многочисленными последователями и востребована до сих пор.

Марта Грэм танцевала и занималась постановками танцев до семидесяти с лишним лет. Она была первым танцором, удостоившимся чести танцевать в американском Белом Доме, была культурным послом в заграничных поездках, получила высшую гражданскую награду США - президентскую Медаль Свободы, ей присвоены награды и других государств.

Лучшие дня


Посетило:612
Первый продюсер Советского Союза

«Танец дает ощутить торжество жизни, он питает зрителя, подключает к острому осознанию силы, мистерии, юмора, многообразия, удивительного чуда жизни. Это и есть смысл танца»
Марта Грэхем

Марта Грэхем – танцовщица, педагог и хореограф. Она является культовой фигурой американского модерна и американской культуры в целом.

Марта Грэхем – одна из немногих, кто заставил танцевальный мир измениться!

Родилась Марта Грэхем 11 мая 1894 года в Питтсбурге штата Пенсильвания. Семья Марты была религиозна. И хоть танцы считались грехом, танцевать ей все же разрешалось.

Однажды, Марте было разрешено пойти на концерт известной танцовщицы Рут Сен-Дени, что изменил ее жизнь и стало стимулом для начала хореографической деятельности. Родители отпустили ее изучать танец в Школе экспрессии Лос-Анджелеса, куда она поступила в 1913 году, а затем и в школе «Denishawn», которую основала сама Рут Сен-Дени вместе со своим партнером Тедом Шоуном.

Работая в первую очередь с Тедом Шоуном, Грэхем улучшила свою технику и начала танцевать уже профессионально. В 1923 году Марта ушла из «Denishawn», поступив на работу в «Greenwich Village Follies», а уже через два года начала сольную карьеру.

В 1926 году Марта Грэхем переехала в Нью-Йорк, где основала свою собственную танцевальную компанию «Martha Graham Dance Company» , которая процветает и сегодня.

Вначале ее программы были похожи на программы учителя, но Грэхем быстро нашла свой индивидуальный стиль, и стала проводить сложные эксперименты в танцах.

Марта Грэхем считала, что движение должно быть средством самовыражения человеческой души.

Грэхем говорила, что танец – это «инструмент самой жизни, язык души. Тело хранит память о самых важных человеческих состояниях, именно в танце раскрывается суть человека».

Важно отметить, что Марта хорошо знала европейскую культуру и культуру Востока. В свою хореографию она включала традиционные фольклорные движения восточных культур, Греции и индейцев. Её танцы были наполнены страстью и эмоциями.

«Великие танцоры становились великими не благодаря безупречной технике исполнения, а благодаря своей страсти» – так считала Грэхем.

В начале ХХ века в танцевальном мире существовали стереотипы, что мужчина в танце должен выражать себя в толчковых прямолинейных движениях, а женщина – в плавных. Однако, Марта Грэхем отказалась от стандартного взгляда на женственность и стремилась к тому, чтобы сделать свои персонажи «сильными».

Своим танцем Грэхем поломала стереотип, что «женщина – это слабое существо». На обложке одной из ее биографий была помещена цитата, взятая из статьи в «Нью-Йорк Таймс»: «Наиболее воинственная и наиболее талантливая феминистка, Марта Грэхем освободила и женщину, и танец!». Но важно отметить, что Марта не выступала за эмансипацию, однако никогда не считала себя ниже мужчин, даже тех, которыми восхищалась.

Танцы Грэхем поддавались большой критике. Однако сегодня, Грэхем считают одной из основоположниц модерна и её достижения в хореографии являются одними из наиболее важных в мировой танцевальной культуре.


Марта Грэм родилась в пригороде Аллегени (ныне Питтсбург), штат Пенсильвания, 11 мая 1894 года. В детстве на нее оказал очень большое влияние ее отец, который работал врачом и использовал физические движения для устранения нервных расстройств. Доктор Грэм считал, что тело может выражать внутренние чувства человека, и эта идея весьма заинтриговала его дочь.


Будучи подростком, Грэм изучала танец в Лос-Анджелесе в «Denishawn». В 1926 году она основала свою собственную танцевальную компанию в Нью-Йорке. Она танцевала, пока ей не исполнилось 60 лет, и работала хореографом вплоть до своей смерти в 1991 году. Что можно говорить бесспорно - Марта Грэм - это одна из немногих, кто заставил танцевальный мир измениться.

В 1910 году семья Грэм переехала в Калифорнию, и когда Марте была 17, она увидела Рут Сен-Дени, которая выступала на сцене оперного театра "Мейсон" в Лос-Анджелесе. После шоу, она умоляла ее родителей разрешить ей учиться танцевать, но, они, будучи заядлыми пресвитерианами, не разрешили это девочке.


Тем не менее Грэм не отступилась от своей мечты и поступила в художественно-ориентированный колледж, а после смерти отца, в недавно открытую школу танцев и смежных искусств Denishawn, основанную Рут Сен-Дени и ее мужем, Тедом Шоном. Грэм провела более восьми лет в Denishawn, в качестве студента, а позже - и преподавателя.

Работая в первую очередь с Тедом Шоном, Грэм улучшила свою технику и начала танцевать уже профессионально. Шон сделал постановку танца "шочитль" специально для Марты Грэм, которая исполнила роль атакующей ацтеской девы. Ее дикое эмоциональное выступление получило одобрение критиков.


Грэм ушла из Denishawn в 1923 году, поступив на работу в Greenwich Village Follies. Два года спустя, она ушла и из Follies, чтобы начать сольную карьеру. Она взялась за преподавание в школе музыки Eastman и театре в Рочестере, штат Нью-Йорк, а также в школе Джон Мюррей Андерсон в Нью-Йорке, чтобы обеспечить себя.

В 1926 году она основала "Martha Graham Dance Company". Ее программы в начале были стилистически похожи на те, которые использовали ее учителя, но Грэм быстро нашла свой индивидуальный стиль, свой неповторимый художественный шарм, и начала проводить сложные эксперименты в танцах.

Вот здесь и пригодилась идея, которую Грэм подхватила от своего отца. Все более смелые идеи появлялись в ее танцах, и она иллюстрировала свое видение мира через необычные рваные движения, которые никто ранее не применял в танцах. Грэм считала, что это физическое выражение дало выход духовным и эмоциональным аспектам, которые были полностью проигнорированы в других западных танцевальных формах.


Несмотря на то, что многие ранние критики описали ее танцы, как "уродливые", гений Грэм был признан и ее достижения в танцах, по мнению многих, являются одними из наиболее важных достижений в культурной истории Америки.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении