Юридический справочник

Правовое регулирование гостиничной деятельности. Государственное регулирование деятельности по оказанию гостиничных услуг Деятельности по оказанию гостиничных услуг

Постановление Правительства РФ «Правила предоставления гостиничных услуг» № 1085 было принято осенью прошлого года. Этим нормативным актом государство внесло некоторые изменения, касающиеся деятельности в сфере обслуживания населения. В представленной статье рассмотрены некоторые аспекты гостиничной отрасли.

Законодательные основы

Постановление Правительства РФ «Правила предоставления гостиничных услуг», по сути, утвердило новые нормы. В соответствии с ними предприниматели и иные коммерческие организации должны осуществлять свой бизнес, если таковой связан с гостиничным обслуживанием.

Старые нормативные акты, в том числе "Правила предоставления гостиничных услуг в РФ" №490, которыми бизнес-деятели руководствовались ранее, этим постановлением были признаны утратившими силу. Также этим правовым документом внесены изменения и в другие нормативные акты, которые регулировали рассматриваемые гражданско-правовые отношения. Постановление было издано законодательным органом Российской Федерации в строгом соответствии с законом, Конституцией, но основным его предназначением явилось исполнение требований закона, защищающего права потребителей.

Был подписан председателем правительства Д. Медведевым.

Как было обозначено выше, основной документ, согласно которому утверждены новые правила предоставления гостиничных услуг в РФ, - это закон, защищающий отдельные права простых граждан (потребителей). Этот закон предназначен для защиты интересов исключительно физических лиц. При этом предприниматели, хотя и относящиеся к этой категории, отношения к названному правовому акту не имеют. Не включаются в него и юридические лица. Основная суть закона в том, чтобы предоставляемыми государством рычагами управления можно было надежно защитить права покупателей или заказчиков услуг от недобросовестных субъектов бизнеса. Конечно же, он предусматривает и контрмеры против потребителей, которые злоупотребляют предоставленными им полномочиями.

Одними из заказчиков услуг можно назвать лиц, которые пользуются услугами гостиниц. Это могут быть и туристы, и бизнесмены, и просто лица, которые отправились в командировку. Ознакомившись с изданными правительством правилами предоставления гостиничных услуг, перечисленные лица, а также другие заинтересованные в этом граждане могут получить всю необходимую информацию, нужную для того, чтобы суметь защитить свои интересы.

Объекты, на которые распространяется действие

Новые правила предоставления гостиничных услуг в РФ распространяются, как видно из самого названия, абсолютно на все виды гостиниц. Кроме этого, в Правилах под гостиницами подразумеваются и другие объекты, предназначенные для размещения людей. Однако иные средства для постояльцев не следует путать с кемпингами и детскими лагерями. Это самостоятельная категория, на которую действие рассматриваемых Правил не распространяется. Более того, под юрисдикцию означенного нормативного акта не подпадают туристические базы и другие молодежные лагеря. Не относятся к гостиницам и ведомственные общежития, а также квартиры или комнаты, которые граждане или организации сдают в аренду. Железнодорожные выгоны и прочие транспортные средства, в которых оборудованы спальные места и в которых по сути возможно размещение людей, также не регулируются Правилами.

Некоторые определения, используемые в Правилах

С целью понимания некоторых терминов законодателем, как правило, в нормативных документах дается разъяснение определенным понятиям, употребляющимся в текстах этих актов. Аналогично сделано и в рассматриваемом документе. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ основные понятия определяют следующие:

  1. Гостиница, а также какое-то другое место для размещения. Под этими словами имеется в виду здание, его часть, имущественный комплекс, включающий оборудование. Все вместе это должно быть предназначено для осуществления деятельности в области оказания гостиничных услуг.
  2. Под гостиничными услугами подразумеваются не только услуги по предоставлению мест для проживания, но и другие сопутствующие.
  3. Если в гостинице количество номеров для проживания составляет меньше 50 штук, то она именуется малым средством размещения.
  4. Цена места в номере или самого номера включает стоимость как проживания, так и других услуг.
  5. Потребитель в смысле обсуждаемых Правил - это физическое лицо, которое желает воспользоваться или уже воспользовалось гостиничными услугами. Таким лицом не может быть организация или индивидуальный предприниматель. Потребитель будет признан таковым, если пользуется гостиницей только для личной нужды.
  6. Исполнителем считается, наоборот, или коммерческая организация, или частный предприниматель, видом деятельности которых является гостиничное обслуживание.
  7. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ, положения которых обязательны для всех бизнесменов, определяют и понятие "заказчик". Под этим лицом подразумевается не только гражданин, но и организация, физическое лицо, занимающееся бизнесом, которые желают воспользоваться или уже воспользовались гостиничным обслуживанием, но в пользу потребителя. Практически это выглядит следующим образом: организация заключает договор на предоставление гостиничных услуг с определенной гостиницей. Согласно этому договору гостиница обязуется принять и разместить работников этой организации (потребителей). Бывают и другие ситуации.
  8. Бронированием в Правилах именуется заказ номера или места в номере, сделанный заранее. Бронирование может осуществить как заказчик, так и непосредственно сам потребитель.
  9. Расчетный час - это понятие означает время, которое установлено гостиницей для въезда и выезда постояльцев.

Общие положения

По обыкновению, к гостиницам и иным объектам, подпадающим под действие вышеназванных Правил, предъявляются требования, которые стороны сами установят в соглашении между собой. Бывают ситуации, когда отдельные требования регулируют местные или федеральные законодательные акты и положения. Исполнитель вправе осуществлять рассматриваемую деятельность только при наличии у него документа, который будет подтверждать, что гостинице присвоена категория. Присвоение такой категории также утверждено уполномоченным органом, точнее, Министерством культуры.

Цена за гостиничное обслуживание в соответствии с законодательством не может быть различной для людей. Она должна быть одинаковой независимо от положения в обществе, ранга или иного различия. Однако для отдельных категорий граждан могут быть установлены льготы (например, инвалиды или иные социально уязвимые слои населения).

За собственником гостиничного объекта законодатель оставил право самому создавать и устанавливать правила поведения и проживания. Однако такие правила не должны противоречить законодательству страны.

Правила предоставления гостиничных услуг в РФ, информация о услугах, которые рассматриваются в настоящей статье, должны быть свободными для ознакомления в любой гостинице. Они должны предоставляться исполнителем заказчикам и потребителям по их просьбе.

Информация об исполнителе

Правилами предоставления гостиничных услуг установлены определенные доступной для лиц, желающих ими воспользоваться. Прежде всего это касается сведений о самой гостинице и лице, который ее содержит. Так законодателем определено, что исполнитель обязан предоставить следующую информацию:

  1. Название, а также при наличии объекта гостиничных услуг.
  2. Адрес, по которому расположен этот объект, а также режем его рабочего времени.

Перечисленные требования относятся к гостиницам, которые осуществляют свою деятельность в форме организации (юридического лица). Если рассматриваемый бизнес ведет индивидуальный предприниматель, то он должен разместить следующие сведения:

  1. Данные индивидуального предпринимателя, которые включают фамилию, имя и отчество.
  2. Местоположение осуществления его деятельности.
  3. Режим работы гостиницы.
  4. Информацию о государственной регистрации бизнесмена.
  5. Название уполномоченного государственного органа, который зарегистрировал предпринимателя.

Все эта информация должна размещаться перед входом в гостиницу или в ее холле, в том месте, где происходит регистрация постояльцев. Например, при входе в гостиницу используют специальные вывески или просто размещают табличку на входной двери. В холле можно разместить указанные сведения, например, на стойке администратора. Вся суть такого размещения заключается в том, чтобы потребитель смог свободно узнать данные исполнителя.

Информация об услугах

Идентичные требования предъявляются и к сведениям об оказываемых гостиницей услугах. Владелец гостиницы обязан разместить о них информацию также либо в холле заведения, либо на собственном сайте. Содержание этих сведений также определено Правилами.

  1. Данные организации или частного предпринимателя, включая номера его контактных телефонов, адрес, реквизиты документа, на основании которого он осуществляет деятельность. Если это юридическое лицо, то свидетельство, подтверждающее запись в Едином госреестре юридических лиц, если ИП - сведения должны быть внесены в Единый госреестр ИП.
  2. Если гостиница является филиалом или иным структурным подразделением, то необходимо указать сведения о вышестоящей организации, головном офисе.
  3. Информация о том, какая категория присвоена гостинице, а также об организации, которая ее установила.
  4. Наличие или отсутствие сертификации.
  5. Стоимость проживания и виды номеров (категории).
  6. Основные услуги, предоставляемые исполнителем, включенные в стоимость проживания.
  7. Способ оплаты проживания.
  8. Список дополнительных услуг, предоставляемых гостиницей за плату, порядок, в соответствии с которым ими можно воспользоваться.
  9. Порядок бронирования номеров и снятия с брони.
  10. Максимальный период, который постоялец может прожить в гостинице.
  11. Список лиц, для которых установлены льготы, и список самих льгот.
  12. Перечень платных услуг, которые оказываются в заведении третьими лицами.
  13. Информацию о

Перечисленные сведения излагаются на русском языке, а при желании и на других.

Виды бронирования

Владелец гостиничного бизнеса имеет право устанавливать на своем объекте следующие виды бронирования:

  1. Бронирование с гарантией. Подразумевает, что администрация гостиницы оставляет за постояльцем номер и ждет его в течение одних суток с начала расчетного часа. Если потребитель не заехал в номер, опоздал на более долгое время, или отказался от номера, то бронирование аннулируется, а с потребителя удерживается оплата за время простоя.
  2. Бронирование без гарантии. При таком номера гостиница будет ждать своего клиента лишь до определенного часа того дня, в который требуется вселиться. После этого бронирование прекращается.

Бронирование будет считаться действительным только после получения заказчиком или потребителем соответствующего уведомления от гостиницы. При этом те могут отказаться от бронирования, аннулировав заявку. Однако такой отказ должен производиться по правилам, определенным администрацией гостиницы. Также Правила предоставления гостиничных услуг в РФ №1085 закрепляют право гостиницы отказать клиентам в бронировании номеров, если свободные места на нужную дату отсутствуют.

Документы для заключения договора

Для того чтобы поселиться в гостинице, постояльцу потребуется всего один документ, который будет удостоверять его личность. Однако виды таких документов могут быть разными. Это может быть:

  1. Паспорт.
  2. Свидетельство о рождении.
  3. Заграничный паспорт.
  4. Иностранный паспорт.
  5. Документ, удостоверяющий, что постоялец является лицом без гражданства, а также подтверждающий его личность.
  6. Разрешение, выданное уполномоченным государственным органом, дающее право на проживание в России.
  7. Вид на жительство.

Сам договор заключается исключительно в письменном виде, подписывается обеими сторонами. При этом в тексте указываются цена, наименования сторон, их контакты, сведения о номере гостиницы, время, которое постоялец будет жить в этом номере. По желанию могут быть указаны и другие сведения.

Правила предоставления гостиничных услуг в РФ, порядок оформления проживания предусматривают, что исполнитель должен проводить регистрацию проживающих у него лиц в соответствии с нормативными актами российского законодательства.

Некоторые условия

Гостиницы производят обслуживание своих клиентов круглосуточно. В любое время дня и ночи их услугами могут воспользоваться потребители. Не запрещен и выезд в ночное время так же, как и въезд. Однако исключение законодательством установлено для гостиниц, в которых меньше пятидесяти номеров. В таких малых средствах размещения владельцы вправе устанавливать свои режимы обслуживания. Как правило, расчетный час устанавливается исполнителем с учетом особенностей региона, местонахождения объекта. Но по обыкновению, период такого часа определяется в 12 часов. Другими словами, оформление въезда и выезда производится два раза в сутки. В любом случае разница между ними не может быть больше двух часов.

Правилами установлено и право собственника гостиницы определять максимальный срок, в течение которого физические лица могут проживать в заведении. Не регламентирован законодательно порядок оплаты за номер, также как и его цена, а также правила проживания. Поэтому все эти действия оставлены законодателем на выбор организации или частного предпринимателя, оказывающего гостиничные услуги.

Дополнительно может предлагаться гостиничное обслуживание не за сутки, а почасовое. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ, понятие которых дано выше, предусматривают, что если возникнет необходимость в регулировании цен на гостиничные услуги, то их цена не может превышать стоимость, определенную для конкретной категории гостиниц. Это требование имеет силу лишь при проведении каких-нибудь крупных мероприятий или торжеств, когда происходит наплыв гостей.

Рассматриваемым правовым актом ограничено право владельцев данного бизнеса оказывать какие-то другие платные услуги постояльцам помимо их воли, если такие услуги не включены в стоимость проживания.

Услуги, обязательные для исполнителя

Нижеперечисленные виды гостиничного обслуживания являются бесплатными или включенными в стоимость проживания.

  1. Если постояльцу стало плохо, то администрация обязана вызвать скорую помощь, а при необходимости вызывать и иные экстренные службы.
  2. Руководство заведения должно бесплатно предоставлять медицинскую аптечку своим клиентам.
  3. обязан приносить в номер постояльцев почту, которая пришла на их имя, незамедлительно после получения.
  4. При желании клиентов персонал гостиницы должен позаботиться о том, чтобы разбудить проживающих в определенный ими час.
  5. Без дополнительной оплаты клиентам предоставляются кипяток, иголки с ниткой, посуда, ложки, вилки.
  6. Другие услуги, установленные администрацией.

Расчеты

Оплата за предоставляемые гостиничные услуги производится постояльцем только после их фактического оказания, то есть в день выезда. Однако если будущий постоялец не против, то такая оплата может быть сделана и при заключении договора, то есть в день въезда. Расчет также может быть произведен и частично. или другое лицо, которое отвечает за оплату, обязано при расчете выдать постояльцу кассовый чек или иной установленный законом документ. Расчет оплаты, которую необходимо сделать клиенту, осуществляется согласно установленному расчетному часу. То есть если расчетный час определен в 12 часов, то оплата происходит за все 12 часов, даже если постоялец пробыл в гостинице всего три часа. Если клиент задержал выезд из номера, то администрация взымает с него оплату, согласно утвержденным ею правилам. Если клиент заехал в гостиницу после 12 часов ночи, а выезжает до определенного гостиницей расчетного часа, то плата за проживание не может быть больше платы, определенной для половины суток.

Ответственность

Правила предоставления гостиничных услуг в РФ, ответственность за соблюдение которых несут все стороны, устанавливают, что и исполнитель, и постоялец отвечают за вред в случаях, предусмотренных гражданским законодательством. Так, исполнитель отвечает за сохранность имущества своего клиента, а за ненадлежащее исполнение своих обязанностей может быть привлечен к ответственности, предусмотренной законами России. Соответственно, и постоялец, причинивший вред имуществу гостиницы, также будет возмещать его.

Таким образом, каждому гражданину, который планирует ехать в командировку или по другой причине желает остановиться в гостинице, лучше внимательно изучить рассмотренные в данной статье правила, чтобы впоследствии избежать некоторых неприятных моментов. Помимо прочего, зная эти правила, можно смело защищать свои права как потребителя гостиничных услуг. В случае их нарушения с жалобой можно обращаться в уполномоченный орган, реализующий контроль за субъектами бизнеса, которые занимаются данным видом деятельности.

14. Исполнитель вправе осуществлять бронирование в любой форме, в том числе путем составления документа, подписанного двумя сторонами, а также путем принятия заявки на бронирование (далее - заявка) посредством почтовой, телефонной и иной связи, позволяющей установить, что заявка исходит от потребителя или заказчика. Форма заявки устанавливается исполнителем.

15. Исполнитель вправе применять в гостинице следующие виды бронирования:

А) гарантированное бронирование - вид бронирования, при котором гостиница ожидает потребителя до расчетного часа дня, следующего за днем запланированного заезда. В случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда потребителя с него или с заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки гарантированное бронирование аннулируется;

б) негарантированное бронирование - вид бронирования, при котором гостиница ожидает потребителя до определенного часа, установленного исполнителем, в день заезда, после чего бронирование аннулируется.

16. Бронирование считается действительным с момента получения потребителем (заказчиком) уведомления, содержащего сведения о наименовании (фирменном наименовании) исполнителя, заказчике (потребителе), категории (виде) заказанного номера и о его цене, об условиях бронирования, о сроках проживания в гостинице, а также иные сведения, определяемые исполнителем.

17. Потребитель (заказчик) вправе аннулировать заявку. Порядок и форма отказа от бронирования устанавливаются исполнителем.

18. Исполнитель вправе отказать в бронировании, если на указанную в заявке дату отсутствуют свободные номера.

19. Договор заключается при предъявлении потребителем документа, удостоверяющего его личность, оформленного в установленном порядке, в том числе:

а) паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

б) паспорта гражданина СССР, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, до замены его в установленный срок на паспорт гражданина Российской Федерации;

в) свидетельства о рождении - для лица, не достигшего 14-летнего возраста;

г) паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, - для лица, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации;

д) паспорта иностранного гражданина либо иного документа, установленного федеральным законом или признанного в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

е) документа, выданного иностранным государством и признанного в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

ж) разрешения на временное проживание лица без гражданства;

з) вида на жительство лица без гражданства.

20. Договор заключается между заказчиком (потребителем) и исполнителем путем составления документа, подписанного двумя сторонами, который должен содержать:

а) наименование исполнителя (для индивидуальных предпринимателей - фамилию, имя, отчество (если имеется), сведения о государственной регистрации;

б) сведения о заказчике (потребителе) (наименование и сведения о государственной регистрации юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) физического лица и сведения о документе, удостоверяющем его личность, оформленном в установленном порядке);

(см. текст в предыдущей редакции)

в) сведения о предоставляемом номере (месте в номере);

г) цену номера (места в номере);

Д) период проживания в гостинице;

е) иные необходимые сведения (по усмотрению исполнителя).

21. Регистрация потребителей, являющихся гражданами Российской Федерации, по месту пребывания в гостинице осуществляется в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации".

Регистрация в гостинице несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними родителей (усыновителей, опекунов) или близких родственников, сопровождающего лица (лиц), документа, удостоверяющего полномочия сопровождающего лица (лиц), а также свидетельств о рождении этих несовершеннолетних.

Постановка иностранного гражданина и лица без гражданства на учет по месту пребывания в гостинице и снятие их с учета по месту пребывания осуществляются в соответствии с Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".

22. Исполнитель обеспечивает круглосуточное обслуживание потребителей, прибывающих в гостиницу и убывающих из гостиницы.

В гостинице с номерным фондом не более 50 номеров исполнитель вправе самостоятельно устанавливать время обслуживания потребителей.

(см. текст в предыдущей редакции)

23. Заезд в гостиницу и выезд из гостиницы потребителя осуществляются с учетом расчетного часа, который устанавливается в 12 часов текущих суток по местному времени. Исполнитель с учетом местных особенностей и специфики деятельности вправе изменить установленный расчетный час.

Время заезда устанавливается исполнителем. Разница между временем выезда потребителя из номера и заезда потребителя в номер не может составлять более 2 часов.

24. Исполнитель вправе установить предельный срок проживания в гостинице, одинаковый для всех потребителей.

25. Цена номера (места в номере), перечень услуг, которые входят в цену номера (места в номере), а также порядок и способы оплаты номера (места в номере) устанавливаются исполнителем.

Исполнителем может быть установлена посуточная и (или) почасовая оплата проживания.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации вводится государственное регулирование стоимости гостиничных услуг (гостиничного обслуживания) в период проведения мероприятий (церемоний), стоимость гостиничных услуг не может превышать максимально установленной стоимости для данной категории гостиницы.

26. Исполнитель не вправе без согласия потребителя предоставлять иные платные услуги, не входящие в цену номера (места в номере).

Оказание гостиничных услуг в России осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также в соответствии с Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 9 октября 2015 г.. № 1085 (далее- «Правила предоставления гостиничных услуг»). Деятельность гостиниц относится к предмету регулирования закона РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в том числе в части определения порядка классификации объектов туристской индустрии.

На отношения гостиницы и постояльца распространяются также положения законодательства о защите прав потребителей.

Основным правовым актом, регулирующим деятельность гостиниц, являются Правила предоставления гостиничных услуг от 9 октября 2015 года. Долгое время в России действовали Правила предоставления гостиничных услуг, принятые еще в 1997 году, которые, конечно со временем перестали отвечать потребностям быстро растущего рынка гостиничных услуг.

1. Основные положения Правил предоставления гостиничных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085 (далее- Правила) и вступивших в силу 21 октября 2015 года.

Правила предоставления гостиничных услуг определяют основные обязанности и права гостиницы и постояльца, основания и порядок предъявления претензий, ответственность за нарушения обязанностей и причинение вреда, другие условия.

Поскольку постоялец является слабой стороной во взаимоотношениях с гостиницей, Правила предоставления гостиничных услуг содержат ряд специальных норм, обеспечивающих, прежде всего, защиту интересов постояльца при заключении, изменении и прекращении договора об оказании гостиничных услуг.

Новыми Правилами уточнен предмет регулирования: в соответствии с п.2 Правил их действие распространяется на деятельность гостиниц и иных средств размещения. Правила не применяются в отношении деятельности молодежных туристских лагерей и туристских баз, кемпингов, детских лагерей, ведомственных общежитий, сдачи внаем для временного проживания меблированных комнат, а также деятельности по предоставлению мест для временного проживания в железнодорожных спальных вагонах и прочих транспортных средствах. Гражданам необходимо особенно внимательно отнестись к отношениям по сдаче внаем для временного проживания меблированных комнат- так в Правилах сухим юридическим языком определяются комнаты и апартаменты, сдаваемые внаем в курортных местах. При оформлении отношений с хозяевами таких комнат и апартаментов необходимо учитывать, что к данным отношениям неприменимы Правила предоставления гостиничных услуг.

Новые Правила содержат более детально разработанный понятийный аппарат: введены понятия «гостиничные услуги», «цена номера», «малое средство размещения» (гостиница с номерным фондом не более 50 номеров), «бронирование», «расчетный час» и др. Появилось понятие «гостиничные услуги»- это комплекс услуг по обеспечению временного проживания в гостинице, включая сопутствующие услуги, перечень которых определяется исполнителем.

Уточнено понятие «гостиница»- теперь это «гостиница и иное средство размещения», под которой понимается имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для оказания гостиничных услуг. Появилось понятие «иные средства размещения».

Введена фигура «заказчика»- это лицо, физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее или приобретающее гостиничные услуги в соответствии с договором об оказании гостиничных услуг (далее - договор) в пользу потребителя. Судя по содержанию положений, относящихся к правам и обязанностям заказчика, появление заказчика в качестве стороны по договору с гостиницей призвано урегулировать отношения гостиниц с туроператорами, заключающими договоры с гостиницами в пользу своих клиентов, а также работодателями, организующими поездки своих работников (как в деловых целях- командировки, так и с целью организации коллективного отдыха работников). Последнее обстоятельство имеет для работодателей особое значение ввиду появления законодательной инициативы по предоставлению работодателям налоговых льгот при оплате отдыха работникам, организуемого на территории Российской Федерации (см. страницу законопроекта на официальном сайте Государственной Думы http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=871036-6).

В отношении заказчика Правилами установлен ряд обязанностей исполнителя (гостиницы) аналогично обязанностям в отношении потребителя: это обязанность по доведению Правил до сведения потребителя (заказчика), обязанности при оформлении бронирования и другие.

В целом, новые Правила предоставляют гостиницам бОльшую свободу в определении порядка взаимодействия с постояльцами, по сравнению с ранее действовавшими.

Так, установлено, что требования к гостиничным услугам, в том числе к их объему и качеству, определяются по соглашению сторон договора, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ не предусмотрены другие требования. Таким образом, в Правилах получил закрепление принцип свободы договора, сформулированный в Гражданском Кодексе как основополагающий принцип гражданского оборота.

Кроме того, гостиницам предоставлено право самостоятельно устанавливать не противоречащие законодательству РФ правила проживания и пользования гостиничными услугами.

Как уже упоминалось, в новых Правилах впервые упоминается понятие «малое средство размещения», к которым относятся гостиницы и иные средства размещения с номерным фондом менее 50 номеров. Необходимость правового регулирования таких средств размещения очевидна- в курортных местах наблюдается бурный рост числа малых гостиниц, гостевых домов, управление и содержание которыми, как правило, осуществляется силами одной семьи. Очевидно, что деятельность таких малых семейных предприятий нуждается в определенных мерах поддержки со стороны государства, в том числе правовых. Правилами предоставления гостиничных услуг в отношении малых средств размещения установлено пока одно специальное правило- изъятие из обязанности гостиницы обеспечить круглосуточное обслуживание постояльцев. Возможно, в скором будущем потребности малых средств размещения в мерах правовой поддержки и регулирования будут отражены в принятии поправок к Правилам. Стоит добавить, что, помимо Правил, в отношении гостиниц применяются правила о порядке классификации объектов туристской индустрии, что будет рассмотрено подробнее ниже.

Новые Правила более полно по сравнению с прежними определяют правила бронирования номеров в гостиницах- введены понятия «гарантированное» и «негарантированное» бронирование. Кроме того, Правила дают определение общего понятия «бронирование»- под ним понимается предварительный заказ мест и (или) номеров в гостинице заказчиком (потребителем).

Бронирование считается действительным (т.е., оформленным) с момента получения потребителем (заказчиком) уведомления, содержащего сведения о наименовании (фирменном наименовании) исполнителя, заказчике (потребителе), категории (виде) заказанного номера и о его цене, об условиях бронирования, о сроках проживания в гостинице, а также иных сведений, определяемых исполнителем (администрацией гостиницы). Иными словами, бронирование представляет собой разновидность предварительного договора, в котором стороны достигают соглашения о существенных условиях договора о предоставлении гостиничных услуг.

При гарантированном бронировании гостиница ожидает потребителя до расчетного часа дня, следующего за днем запланированного заезда. В случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда потребителя с него или с заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки гарантированное бронирование аннулируется.

При негарантированном бронировании гостиница ожидает потребителя до определенного часа, установленного исполнителем, в день заезда, после чего бронирование аннулируется.

Потребитель вправе аннулировать заявку о бронировании. Необходимо отметить, что Правила отнесли на усмотрение исполнителя лишь определение порядка и формы отказа от бронирования. Правилами не установлены последствия для потребителя вследствие отказа от бронирования. По принятой международной практике зачастую бронирование осуществляется при условии предварительной оплаты стоимости проживания за короткий срок, как правило, за одни сутки, или даже в меньших размерах. При отказе от бронирования внесенный платеж не возвращается. Однако в России в некоторых особенно популярных туристических местах встречается практика бронирования при условии оплаты проживания более продолжительного периода; при отказе от бронирования уплаченная сумма не возвращается. Представляется, что такие ситуации нуждаются в дополнительной проработке в рамках Правил предоставления гостиничных услуг.

Согласно п.14 Правил предоставления гостиничных услуг бронирование может быть осуществлено в любой форме, в том числе путем составления документа, подписанного двумя сторонами, а также путем принятия заявки на бронирование (далее - заявка) посредством почтовой, телефонной и иной связи, позволяющей установить, что заявка исходит от потребителя или заказчика. Форма заявки устанавливается исполнителем (т.е. администрацией гостиницы ).


Похожая информация.


Современное нормативно-правовое регулирование отношений по оказанию гостиничных услуг основано на положениях ч.1 ст.8 Конституции РФ , которое провозглашает, что «в РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств…», а также закрепляет основные права и свободы человека и гражданина, важные для этой сферы, в том числе право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства , право на отдых.

В ГК РФ услуги выделены в самостоятельный объект, а регулированию договорных отношений по оказанию услуг посвящена гл.39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг». Однако в перечне услуг нет указания на гостиничные услуги, (п.2 ст.779 ГК РФ), но это не значит, что правила гл.39 не применяются к данным отношениям.

Следующий источник правового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг: Федеральный закон от 24 ноября 1996 года №132- ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ». Данный Закон декларирует, что одной из основных целей государственного регулирования туристской деятельности это-развитие гостиниц, а услуги по размещению являются составной частью туристского продукта. Отсюда следует, что государственное регулирование сферы туристской деятельности весьма существенно затрагивает деятельность по оказанию гостиничных услуг.

Важную роль в регулировании деятельности по оказанию гостиничных услуг играет Закон РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 « О защите прав потребителей», который регламентирует взаимоотношения, возникающие между потребителем и исполнителем услуг, в том числе гостиничных, определяет права потребителей по приобретению услуг надлежащего качества, безопасных для их жизни и здоровья, на получение информации об услугах и их исполнителях, государственную и общественную защиту, а также механизм реализации этих прав.

Закон РСФСР от 26 июля 1991 года №1488-1 « Об инвестиционной деятельности в РСФСР « Федеральные законы от 9 июля 1999 года №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях» и от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ « Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяют основные гарантии прав инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности на гостиничном рынке России.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ « О техническом регулировании» играет значительную роль в оценке качества услуг, регламентирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении, и исполнении на добровольной основе требований к оказанию услуг.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51185-2008 « Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» даёт определения таким понятиям, как «средство размещения», «гостиница», «номер», а также устанавливает виды средств размещения и номеров в средствах размещения. Указанный ГОСТ содержит также ряд общих требований, которые носят рекомендательный характер.

Одним из основных источников правового регулирования отношений по оказанию гостиничных услуг являются «Правила предоставления гостиничных услуг», далее Правила предоставления гостиничных услуг, которые приняты постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 года №490 и постановлением правительства РФ №693 от 15.09.2000 г. внесены уточнения, в соответствии с Законом о защите прав потребителей. В Правилах предоставления гостиничных услуг содержится определения понятия «гостиница» и устанавливается, кто может являться стороной договора об оказании гостиничных услуг и определяют права, обязанности, ответственность сторон по такому договору. В данных Правилах потребителем считается гражданин, который имеет намерение заказать либо который заказывает и использует услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательством. Отношения между потребителями и исполнителями регулирует Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей). Понятно, что этот документ не распространяется на юридических лиц, а также предпринимателей, которые используют, приобретают, заказывают, либо имеют намерение приобрести или заказать услугу не для личных бытовых нужд, а для бизнеса.

Примером таких отношений может служить формирование туроператором туристического продукта с последующей его реализацией. В данном случае гостиничные услуги приобретаются туроператором и включаются в комплексную туристическую услугу, которая реализуется туристу. При этом турист не вступает непосредственно в договорные отношения с исполнителем, оказывающим гостиничные услуги. Таким образом, отношения по оказанию гостиничных услуг лицам, не являющимся потребителями по смыслу Правил предоставления гостиничных услуг, не попадают под их правовое регулирование.

Следует также обратить внимание, что не всегда потребитель и заказчик являются одним лицом. А согласно Правилам предоставления гостиничных услуг, потребителем является лицо, которое и заказывает гостиничную услугу, и пользуется ею. То есть одного пользования гостиничной услугой недостаточно для того чтобы гражданин стал потребителем. Соответственно оказываются лишёнными правового регулирования отношения по оказанию гостиничных услуг, когда услуги заказываются юридическим лицом, а исполняются гражданином.

Правилами предусмотрены:

· Порядок доведения до потребителей информации об исполнителе, о предоставляемых услугах, сведений о сертификации услуг, подлежащих обязательной сертификации, информации о порядке оформления проживания в гостинице и оплаты услуг, о порядке заключения договоров на бронирование мест в гостинице и последствиях при опоздании потребителя, о случаях, когда исполнитель обязан заключить с потребителем договор на предоставление услуг, о реквизитах квитанции или иного документа, выдаваемого потребителю при оформлении проживания в гостинице и др.;

· Порядок предоставления услуг, перечень видов услуг, предоставляемых исполнителем без дополнительной оплаты, ответственность исполнителя за сохранность вещей потребителя;

· Возможность для потребителя при обнаружении недостатков оказанной услуги потребовать безвозмездного устранения недостатков либо соответствующего уменьшения цены за оказанную услугу, или расторгнуть договор на предоставление услуг и потребовать полного возмещения убытков, если исполнитель в установленный срок не устранил эти недостатки;

· Возможность для потребителя отказаться от исполнения договора на предоставление услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов;

· Ответственность исполнителя за вред, причинённый жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие недостатков при оказании услуг, а также компенсация морального вреда, причинённого потребителю нарушением его прав в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· Возмещением потребителем ущерба в случае утраты или повреждения им имущества гостиницы, а также ответственность потребителя за иные нарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· Иные права и обязанности исполнителя и потребителя.

Правовое регулирование гостиничной деятельности в Российской Федерации.

Оказание гостиничных услуг в России осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также в соответствии с Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 9 октября 2015 г.. № 1085 (далее- «Правила предоставления гостиничных услуг»). Деятельность гостиниц относится к предмету регулирования закона РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в том числе в части определения порядка классификации объектов туристской индустрии.

На отношения гостиницы и постояльца распространяются также положения законодательства о защите прав потребителей.

Основным правовым актом, регулирующим деятельность гостиниц, являются Правила предоставления гостиничных услуг от 9 октября 2015 года. Долгое время в России действовали Правила предоставления гостиничных услуг, принятые еще в 1997 году, которые, конечно со временем перестали отвечать потребностям быстро растущего рынка гостиничных услуг.

1. Основные положения Правил предоставления гостиничных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085 (далее- Правила) и вступивших в силу 21 октября 2015 года.

Правила предоставления гостиничных услуг определяют основные обязанности и права гостиницы и постояльца, основания и порядок предъявления претензий, ответственность за нарушения обязанностей и причинение вреда, другие условия.

Поскольку постоялец является слабой стороной во взаимоотношениях с гостиницей, Правила предоставления гостиничных услуг содержат ряд специальных норм, обеспечивающих, прежде всего, защиту интересов постояльца при заключении, изменении и прекращении договора об оказании гостиничных услуг.

Новыми Правилами уточнен предмет регулирования: в соответствии с п.2 Правил их действие распространяется на деятельность гостиниц и иных средств размещения. Правила не применяются в отношении деятельности молодежных туристских лагерей и туристских баз, кемпингов, детских лагерей, ведомственных общежитий, сдачи внаем для временного проживания меблированных комнат, а также деятельности по предоставлению мест для временного проживания в железнодорожных спальных вагонах и прочих транспортных средствах. Гражданам необходимо особенно внимательно отнестись к отношениям по сдаче внаем для временного проживания меблированных комнат- так в Правилах сухим юридическим языком определяются комнаты и апартаменты, сдаваемые внаем в курортных местах. При оформлении отношений с хозяевами таких комнат и апартаментов необходимо учитывать, что к данным отношениям неприменимы Правила предоставления гостиничных услуг.

Новые Правила содержат более детально разработанный понятийный аппарат: введены понятия «гостиничные услуги», «цена номера», «малое средство размещения» (гостиница с номерным фондом не более 50 номеров), «бронирование», «расчетный час» и др. Появилось понятие «гостиничные услуги»- это комплекс услуг по обеспечению временного проживания в гостинице, включая сопутствующие услуги, перечень которых определяется исполнителем.

Уточнено понятие «гостиница»- теперь это «гостиница и иное средство размещения», под которой понимается имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для оказания гостиничных услуг. Появилось понятие «иные средства размещения».

Введена фигура «заказчика»- это лицо, физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее или приобретающее гостиничные услуги в соответствии с договором об оказании гостиничных услуг (далее - договор) в пользу потребителя. Судя по содержанию положений, относящихся к правам и обязанностям заказчика, появление заказчика в качестве стороны по договору с гостиницей призвано урегулировать отношения гостиниц с туроператорами, заключающими договоры с гостиницами в пользу своих клиентов, а также работодателями, организующими поездки своих работников (как в деловых целях- командировки, так и с целью организации коллективного отдыха работников). Последнее обстоятельство имеет для работодателей особое значение ввиду появления законодательной инициативы по предоставлению работодателям налоговых льгот при оплате отдыха работникам, организуемого на территории Российской Федерации (см. страницу законопроекта на официальном сайте Государственной Думы http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=871036-6).

В отношении заказчика Правилами установлен ряд обязанностей исполнителя (гостиницы) аналогично обязанностям в отношении потребителя: это обязанность по доведению Правил до сведения потребителя (заказчика), обязанности при оформлении бронирования и другие.

В целом, новые Правила предоставляют гостиницам бОльшую свободу в определении порядка взаимодействия с постояльцами, по сравнению с ранее действовавшими.

Так, установлено, что требования к гостиничным услугам, в том числе к их объему и качеству, определяются по соглашению сторон договора, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ не предусмотрены другие требования. Таким образом, в Правилах получил закрепление принцип свободы договора, сформулированный в Гражданском Кодексе как основополагающий принцип гражданского оборота.

Кроме того, гостиницам предоставлено право самостоятельно устанавливать не противоречащие законодательству РФ правила проживания и пользования гостиничными услугами.

Как уже упоминалось, в новых Правилах впервые упоминается понятие «малое средство размещения», к которым относятся гостиницы и иные средства размещения с номерным фондом менее 50 номеров. Необходимость правового регулирования таких средств размещения очевидна- в курортных местах наблюдается бурный рост числа малых гостиниц, гостевых домов, управление и содержание которыми, как правило, осуществляется силами одной семьи. Очевидно, что деятельность таких малых семейных предприятий нуждается в определенных мерах поддержки со стороны государства, в том числе правовых. Правилами предоставления гостиничных услуг в отношении малых средств размещения установлено пока одно специальное правило- изъятие из обязанности гостиницы обеспечить круглосуточное обслуживание постояльцев. Возможно, в скором будущем потребности малых средств размещения в мерах правовой поддержки и регулирования будут отражены в принятии поправок к Правилам. Стоит добавить, что, помимо Правил, в отношении гостиниц применяются правила о порядке классификации объектов туристской индустрии, что будет рассмотрено подробнее ниже.

Новые Правила более полно по сравнению с прежними определяют правила бронирования номеров в гостиницах- введены понятия «гарантированное» и «негарантированное» бронирование. Кроме того, Правила дают определение общего понятия «бронирование»- под ним понимается предварительный заказ мест и (или) номеров в гостинице заказчиком (потребителем).

Бронирование считается действительным (т.е., оформленным) с момента получения потребителем (заказчиком) уведомления, содержащего сведения о наименовании (фирменном наименовании) исполнителя, заказчике (потребителе), категории (виде) заказанного номера и о его цене, об условиях бронирования, о сроках проживания в гостинице, а также иных сведений, определяемых исполнителем (администрацией гостиницы). Иными словами, бронирование представляет собой разновидность предварительного договора, в котором стороны достигают соглашения о существенных условиях договора о предоставлении гостиничных услуг.

При гарантированном бронировании гостиница ожидает потребителя до расчетного часа дня, следующего за днем запланированного заезда. В случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда потребителя с него или с заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки гарантированное бронирование аннулируется.

При негарантированном бронировании гостиница ожидает потребителя до определенного часа, установленного исполнителем, в день заезда, после чего бронирование аннулируется.

Потребитель вправе аннулировать заявку о бронировании. Необходимо отметить, что Правила отнесли на усмотрение исполнителя лишь определение порядка и формы отказа от бронирования. Правилами не установлены последствия для потребителя вследствие отказа от бронирования. По принятой международной практике зачастую бронирование осуществляется при условии предварительной оплаты стоимости проживания за короткий срок, как правило, за одни сутки, или даже в меньших размерах. При отказе от бронирования внесенный платеж не возвращается. Однако в России в некоторых особенно популярных туристических местах встречается практика бронирования при условии оплаты проживания более продолжительного периода; при отказе от бронирования уплаченная сумма не возвращается. Представляется, что такие ситуации нуждаются в дополнительной проработке в рамках Правил предоставления гостиничных услуг.

Согласно п.14 Правил предоставления гостиничных услуг бронирование может быть осуществлено в любой форме, в том числе путем составления документа, подписанного двумя сторонами, а также путем принятия заявки на бронирование (далее - заявка) посредством почтовой, телефонной и иной связи, позволяющей установить, что заявка исходит от потребителя или заказчика. Форма заявки устанавливается исполнителем (т.е. администрацией гостиницы ).

2. Договор гостиницы и постояльца.

В соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ договор на предоставление гостиничных услуг (гостиничное обслуживание) является публичным договором. Согласно п. 1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее- Закон о защите прав потребителей) исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора; установлено, что по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с данной нормой Правила предоставления гостиничных услуг, как старые, так и новые, традиционно содержат условия о перечне и способах доведения до постояльцев информации об условиях предоставления гостиничных услуг.

К такой информации, согласно пункту 10 действующих Правил предоставления гостиничных услуг, относится:

а) сведения об исполнителе, номер его контактного телефона, а также данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц либо факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

б) сведения о вышестоящей организации (при наличии);

в) сведения о присвоении гостинице категории, если такая категория присваивалась, с указанием присвоенной категории, наименования аккредитованной организации, проводившей классификацию, даты выдачи и номера свидетельства, срока его действия;

г) сведения о сертификации услуг, если такая сертификация проводилась в порядке, предусмотренном системой сертификации услуг гостиниц;

е) перечень услуг, входящих в цену номера (места в номере);

ж) сведения о форме и порядке оплаты гостиничных услуг;

з) перечень и цену иных платных услуг, оказываемых исполнителем за отдельную плату, условия их приобретения и оплаты;

и) сведения о форме, условиях и порядке бронирования, аннулирования бронирования;

к) предельный срок проживания в гостинице, если он установлен исполнителем;

л) перечень категорий лиц, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании гостиничных услуг в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами;

м) сведения об иных платных услугах, оказываемых в гостинице третьими лицами;

н) сведения о времени заезда (выезда) из гостиницы;

о) сведения о правилах проживания в гостинице.

Перечисленные выше сведения, в соответствии с пунктом 10 Правил предоставления гостиничных услуг, должны быть размещены в помещении, предназначенном для оформления временного проживания, в удобном для обозрения месте (как правило, это стойка администратора), а также на сайте гостиницы в сети Интернет.

Во избежание недоразумений в Правилах перечислены виды документа, удостоверяющего личность потребителя, который исполнитель (гостиница) вправе запросить для заключения договора о предоставлении гостиничных услуг (п.19 Правил).

К таким документам отнесены:

а) паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

б) паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, до замены его в установленный срок на паспорт гражданина Российской Федерации;

в) свидетельство о рождении - для лица, не достигшего 14-летнего возраста;

г) паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, - для лица, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации;

д) паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признанный в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

е) документ, выданный иностранным государством и признанный в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

ж) разрешение на временное проживание лица без гражданства;

з) вид на жительство лица без гражданства.

Регистрация в гостинице несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними родителей (усыновителей, опекунов) или близких родственников, сопровождающего лица (лиц), документа, удостоверяющего полномочия сопровождающего лица (лиц), а также свидетельств о рождении этих несовершеннолетних.

Постановка иностранного гражданина и лица без гражданства на учет по месту пребывания в гостинице и снятие их с учета по месту пребывания осуществляются в соответствии с Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Абзацем 3 пункта 20 данного постановления установлено, что по прибытии иностранного гражданина в гостиницу администрация гостиницы обязана в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его прибытия, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Уведомление территориального органа Федеральной миграционной службы администрацией гостиницы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может осуществляться с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи.

Как уже упоминалось выше, пунктом 20 Правил предоставления гостиничных услуг определена форма договора об оказании гостиничных услуг- это должен быть документ, подписанный двумя сторонами.

В соответствии с п.20 Правил предоставления гостиничных услуг договор между гостиницей и постояльцем должен содержать следующие условия:

  • наименование гостиницы (для индивидуальных предпринимателей - фамилию, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);
  • сведения о заказчике (заказчиком может быть не только постоялец, но и, например, работодатель при оформлении проживания командированного лица);
  • сведения о предоставляемом номере (месте в номере);
  • цену номера (места в номере);
  • период проживания в гостинице
  • другие необходимые данные по усмотрению исполнителя.

В соответствии с п. 2 ст. 426 ГК РФ цена услуг , связанных с гостиничным обслуживанием, должна быть одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

В контексте соответствующих положений п. 4 ст. 426 ГК РФ и ст. ст. 1, 38 Закона о защите прав потребителей для исполнителя являются обязательными все требования Правил о предоставлении гостиничных услуг; следовательно, в договоре на оказание гостиничных услуг в числе других сведений, предусмотренных п. 10 Правил, в обязательном порядке должна присутствовать цена номера (места в номере).

По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Пунктом 20 Правил предоставления гостиничных услуг установлена письменная форма договора между гостиницей и потребителем (документ, подписанный обеими сторонами).

Согласно ст. 37 Закона о защите прав потребителей потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем. То есть в силу этого гражданско-правового обязательства потребитель (как должник) в конечном итоге обязан совершить в пользу исполнителя гостиничных услуг (как кредитора) определенные действия, предполагающие уплату денежных средств (ст. 307 ГК РФ). При этом с учетом положений ст. 309 ГК РФ названное денежное обязательство должно быть исполнено потребителем надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Несмотря на повторение Правилами закрепленного в ГК РФ принципа свободы договора абзацем 3 пункта 25 Правил предоставления гостиничных услуг установлен случай, когда допускается государственное регулирование цен на гостиничные услуги:

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации вводится государственное регулирование стоимости гостиничных услуг (гостиничного обслуживания) в период проведения мероприятий (церемоний), стоимость гостиничных услуг не может превышать максимально установленной стоимости для данной категории гостиницы. Очевидно, что данная норма призвана не допустить спекулятивного подъема цен в периоды повышенного спроса на гостиничные услуги, которые наступают во время проведения различных крупных массовых мероприятий, в том числе Олимпийских Игр, Чемпионатов Мира и пр.

При организации проведения Олимпийских Игр в г.Сочи государство не осуществляло регулирование ценообразования гостиничных услуг, ограничившись возложением на гостиницы обязанности обеспечить соответствие классификации объектов туристской индустрии.

При подготовке к чемпионату мира по футболу FIFA 2018 год и Кубка конфедераций FIFA 2017 года Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена возможность государственного регулирования цен на гостиничные услуги.

Пунктом 3 статьи 36 данного закона предусмотрено, что в период проведения спортивных соревнований, перечень которых устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, Правительство Российской Федерации вправе осуществлять государственное регулирование стоимости гостиничного обслуживания в субъектах Российской Федерации. При этом устанавливаемая Правительством Российской Федерации стоимость гостиничного обслуживания определяется исходя из присвоенной гостинице или иному средству размещения категории.

Пунктом 27 Правил предоставления гостиничных услуг специально перечислены услуги , которые должны предоставляться постояльцу без взимания дополнительной платы (сверх цены места в гостинице):

Вызов скорой помощи;

Пользование медицинской аптечкой;

Доставка в номер корреспонденции, адресованной постояльцу, по ее получении;

Побудка к определенному времени;

Предоставление кипятка, иголок, ниток, одного комплекта посуды и столовых приборов.

В соответствии с п.26 Правил предоставления гостиничных услуг исполнитель (гостиница ) не вправе без согласия потребителя (постояльца ) выполнять дополнительные, не входящие в цену номера, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

Потребитель (заказчик) обязан оплатить гостиничные услуги и иные платные услуги в полном объеме после их оказания потребителю.

С согласия потребителя (заказчика) оплата гостиничных услуг может быть произведена при заключении договора в полном объеме или частично.

При осуществлении расчетов с потребителем исполнитель выдает потребителю кассовый чек или документ, оформленный на бланке строгой отчетности.

Плата за проживание в гостинице взимается в соответствии с расчетным часом.

В случае задержки выезда потребителя после установленного расчетного часа плата за проживание взимается с потребителя в порядке, установленном исполнителем.

При размещении потребителя с 0 часов 00 минут до установленного расчетного часа плата за проживание взимается в размере, не превышающем плату за половину суток.

Учитывая, что постоялец может прибыть в гостиницу в любое время суток, в интересах постояльца пунктом 22 Правил предоставления гостиничных услуг специально установлено, что исполнитель должен обеспечить круглосуточное оформление постояльцев, прибывающих в гостиницу и убывающих из нее. Исключение для этого правила по вполне понятным причинам установлено для гостиниц с номерным фондом не более 50 номеров («малые средства размещения»).

Также постоялец вправе в любое время суток требования от администратора оформить все необходимые документы при прекращении проживания в гостинице.

Правилами предоставления гостиничных услуг установлены особые гарантии защиты интересов постояльца при досрочном расторжении договора по инициативе постояльца.

В соответствии с п. 32 Правил предоставления гостиничных услуг при досрочном расторжении договора с гостиницей постоялец обязан оплатить гостинице фактически понесенные расходы. Как правило, к таким расходам относится стоимость проживания и расходы, понесенные гостиницей в целях исполнения договора с постояльцем, если они не входят в стоимость проживания (например, за оказание дополнительных услуг, не включенных в цену номера). Последствия отказа от исполнения договора о предоставлении гостиничных услуг по инициативе постояльца (заказчика), сформулированные в пункте 32 Правил предоставления гостиничных услуг, полностью соответствуют правилам об одностороннем отказе от исполнения договора возмездного оказания услуг, установленным в статье 782 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Возможность установления каких-либо штрафных санкций со стороны гостиницы в данном случае законодательством не предусмотрена.

Для гостиницы как для субъекта предпринимательской деятельности установлены более строгие правила отказа от исполнения договора об оказании гостиничных услуг- гостиница имеет право на этот шаг лишь в случае нарушения постояльцем условий договора; при этом постоялец обязан лишь возместить гостинице фактически понесенные ей расходы; штрафные санкции в отношении постояльца не предусмотрены и в этом случае. Стоит отметить, что правила в отношении отказа исполнителя от исполнения договора о предоставлении гостиничных услуг отличаются более строгими требованиями к исполнителю по сравнению с общими положениями об одностороннем отказе исполнителя от исполнения договора возмездного оказания услуг, сформулированными в пункте 2 статьи 782 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым право исполнителя на односторонний отказ не обусловлено нарушением договора со стороны заказчика (потребителя).

Отношения гостиницы и постояльца в связи с обеспечением сохранности вещей постояльца регулируются гражданским законодательством, а именно статьей 925 ГК РФ, которая так и озаглавлена «Хранение в гостинице». По сравнению с общими положениями о договоре хранения у отношений в связи с хранением в гостинице имеется особенность- отдельный договор хранения между гостиницей и постояльцем не заключается. Обязанность гостиницы по обеспечению сохранности вещей постояльца возникает автоматически с момента заселения постояльца, в силу самого факта проживания постояльца в гостинице. Внесенной вещью считается любая вещь, помещенная в стенах гостиницы - в номере, коридоре или столовой, где отведены места для оставления вещей, а также вещь, вверенная работникам гостиницы.

Объявления администрации гостиницы о том, что она не несет ответственности за несохранность вещей постояльцев, противоречат положениям статьи 925 Гражданского Кодекса Российской Федерации и не являются основанием для освобождения от такой ответственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 925 обязанность гостиницы обеспечить сохранность вещей постояльцев не распространяется на следующие виды вещей:

Валютные ценности;

Ценные бумаги;

Драгоценности;

Иные ценные вещи.

Гостиница отвечает за утрату вышеперечисленных вещей постояльца только при условии, что они были приняты гостиницей на хранение либо были помещены постояльцем в предоставленный ему гостиницей индивидуальный сейф независимо от того, находится этот сейф в его номере или в ином помещении гостиницы. Если же из этого сейфа вещи постояльца все же пропали, гостиница освобождается от ответственности за несохранность содержимого такого сейфа, если докажет, что по условиям хранения доступ к сейфу без ведома постояльца был невозможен либо стал возможным вследствие непреодолимой силы. То есть, бремя доказывания в данном случае падает на гостиницу.

В соответствии с пунктом 3 статьи 925 на постояльца возложена обязанность незамедлительного оповещения администрации гостиницы о пропаже или повреждении своих вещей. В противном случае гостиница освобождается от ответственности за несохранность вещей.

Подводя итоги, можно перечислить следующие случаи освобождения гостиницы от ответственности за утрату или повреждение вещей постояльцев:

Постоялец, обнаруживший утрату, недостачу или повреждение своих вещей, не заявил своевременно об этом администрации гостиницы;

Утраченная вещь была оставлена в не отведенных для этого местах - у входа в гостиницу, на стойке администратора (если вещь при этом не была передана непосредственно в руки работника гостиницы) и пр.;

Утраченная вещь относится к ценным вещам (деньги, драгоценности и пр.) и не была передана гостинице на хранение или помещена в специальный индивидуальный сейф;

Утраченная вещь находилась в индивидуальном сейфе, но по условиям хранения доступ кого-либо к сейфу без ведома постояльца был невозможен либо стал возможным вследствие непреодолимой силы.

3. Формирование системы классификации туристических объектов

Система классификации объектов туристской индустрии сформирована в Российской Федерации из положений Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ (далее- Закон об основах туристской деятельности) и принятых в соответствии с ними подзаконных нормативных актов.

Статьей 5 Закона об основах туристской деятельности определен перечень объектов туристской индустрии, подлежащих классификации, а установлено, что классификация осуществляется не государственными органами, а аккредитованными организациями в порядке, установленном органом исполнительной власти; аккредитация таких организаций отнесена статьей 5 к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

К объектам туристской индустрии, подлежащим классификации, относятся гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи.

Пунктом 5 Правил предоставления гостиничных услуг установлено, что предоставление гостиничных услуг допускается только при наличии свидетельства о присвоении гостинице категории по системе классификации гостиниц, утвержденной Минкультуры России, в случае если в соответствии с законодательством такое требование вводится для отдельных субъектов РФ или на всей территории России.

По состоянию на декабрь 2015 года классификация гостиниц и иных средств размещения осуществляется добровольно, за исключением двух случаев обязательной классификации:

1) В случае, предусмотренном Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в период с 1 июля 2011 года по 31 декабря 2016 года на территории муниципального образования город-курорт Сочи предоставление гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания допускается при наличии свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

2) В случае, предусмотренном Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в период с 1 июля 2015 года в субъектах Российской Федерации, в которых будут проводиться спортивные соревнования, перечень которых устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, предоставление гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания допускается при наличии свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

В настоящее время завершено формирование системы классификации объектов туристской индустрии, в том числе гостиниц и иных средств размещения. Порядок классификации утвержден Приказом Минкультуры РФ от 11 июля 2014 года № 1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемая аккредитованными организациями» (зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2014 № 35473). Согласно федеральному закону об основах туристской деятельности в Российской Федерации, аккредитация таких организаций проводится органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Данный порядок утвержден Приказом Минкультуры от 29.04.2015 N 1340 «Об утверждении порядка аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.10.2015 N 39191).

Применительно к гостиницам и иным средствам размещения установлена балльная система оценки по более чем 10 критериям. Оценке подлежат различные параметры гостиничного комплекса по следующим критериям:

  1. состояние здания и прилегающей к нему территории;
  2. техническое оборудование и оснащение (например, для 5-ти звездочных гостиниц предусмотрено наличие круглогодичного кондиционирования воздуха во всех помещениях);
  3. различные характеристики номерного фонда (общее количество номеров, соотношение количества номеров различной степени комфортности, характеристики номеров каждой категории комфортности);
  4. оснащение санитарных объектов общего пользования;
  5. характеристики общественных помещений (в том числе площадь таких помещений, их оборудование, наличие бассейнов и пр.;
  6. наличие и оснащение помещений для предоставления услуг питания;
  7. наличие различных дополнительных услуг, оказываемых постояльцам (в том числе вручение корреспонденции, уборка, частота смены белья, туристские услуги и пр.);
  8. характеристики услуг питания;
  9. требования к персоналу и его подготовке;
  10. соответствие требованиям, предъявляемым к гостиницам с количеством номеров более 50;
  11. соответствие требованиям, предъявляемым к гостиницам с количеством номеров менее 50;
  12. соответствие особым требованиям, предъявляемым к оценке курортных гостиниц (в том числе степень удаленности от пляжной линии и т.д.);
  13. соответствие особым требованиям, предъявляемым к гостиницам, находящимся в зданиях, являющихся объектами культурного наследия.

Порядок аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, Приказом Минкультуры России от 29.04.2015 N 1340 «Об утверждении порядка аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи» (зарегистрировано в Минюсте России 07.10.2015 N 39191).

Оценка организаций, претендующих на получение аккредитации, будет осуществляться после изучения следующих сведений:

О стоимости работ по классификации;

О разработанной и внедренной системе качества проведения работ по классификации объектов туриндустрии, а также системе учета и документирования выполнения таких работ, в том числе утвержденных организацией правил ведения делопроизводства, архива;

О наличии в организации не менее трех специалистов, имеющих стаж практической работы в области классификации объектов туриндустрии не менее трех лет, высшее образование по направлениям «Туризм» или «Гостиничное дело», либо непрофильное высшее образование и дополнительное образование по программе «Классификация объектов туриндустрии», полученное в течение пяти предыдущих лет (как минимум один из них должен работать по трудовому договору).

Документы рассматриваются уполномоченным государственным органом в течение 10 дней. В случае успешной аккредитации организации выдается соответствующий аттестат, действующий три года.

Как уже упоминалось, в настоящее время классификация гостиниц и иных средств размещения осуществляется добровольном порядке. Однако в ближайшем будущем ожидается введение обязательности классификации, что послужит улучшению качества оказания гостиничных услуг и улучшению информированности потребителей о характеристиках гостиничных услуг, оказываемых той или иной гостиницей или иным средством размещения (пансионатом, домом отдыха, турбазой).

Министерством культуры разработан проект федерального закона, который делает классификацию гостиниц обязательной.

Законопроектом предлагается дополнить Закон о туристской деятельности правовыми нормами, в соответствии с которыми оказание гостиничных услуг допускается при наличии у отельера (понятие «отельер» также вводится данным законопроектом) свидетельства о присвоении средству размещения той или иной категории.

С этого дня осуществление гостиницами своей деятельности будет возможно только при условии подтверждения соответствия квалификационным требованиям системы классификации гостиниц.

В настоящее время завершены публичные обсуждения законопроекта.

Далее законопроекту предстоит пройти процедуру антикоррупционной экспертизы и утверждение текста Правительством для последующего внесения на рассмотрение Государственной Думы. Текст законопроекта размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=12789 .

4. Правовое регулирование деятельности малых гостиниц, в том числе хостелов.

Разнообразные мини-гостиницы и хостелы, осуществляющие свою деятельность как в курортных местах, так и в крупных городах, исчисляются тысячами. Как правило, такие средства размещения располагаются в жилых квартирах на первых этажах жилых домов.

Такие мини-гостиницы и хостелы существуют в большинстве случаев незаконно в связи с рядом обстоятельств как правового, так и финансового характера В соответствии с частью 3 статьи 288 ГК РФ использовать жилые помещения для размещения организаций запрещено.

Жилищный Кодекс разрешает использовать жилые помещения в предпринимательских целях только гражданам, проживающим в таких помещениях, и при условии, что такое использование не нарушает права и законные интересы других граждан (часть 2 статьи 17 ЖК РФ). Как правило, данной возможностью пользуются различного рода консультанты, осуществляющие свою трудовую деятельность в том же помещении, в котором проживают- адвокаты, психологи, репетиторы. К деятельности хостелов и мини-гостиниц данную норму не всегда можно применить, т.к. такие средства размещения могут занимать несколько соседних квартир, а не одну.

Законодательством предусмотрена возможность перевода жилых помещений в статус нежилых. Однако стоит отметить, что данная процедура дорогостоящая и занимает много времени. Зачастую для такого перевода недостаточно оснований- такой переход допускается при наличии отдельного входа в нежилое помещение, в отсутствии жилых помещений под нежилым и пр.. Кроме того, перевод помещения в статус нежилого влечет серьезное, почти в два раза, возрастание налогового бремени и коммунальных расходов в связи с различными тарифами на коммунальные услуги для жилых и нежилых помещений. В связи с вышеуказанными обстоятельствами бизнес держателей мини-гостиниц и хостелов перестает быть рентабельным, т.к. основная причина привлекательности таких средств размещения- в низких ценах. По перечисленным выше причинам владельцы хостелов и мини-гостиниц в жилых домах стремятся уклониться от официального перевода принадлежащих им жилых помещений в статус нежилых.

Очевидно, что все эти сложности существования мини-гостиничного бизнеса нуждаются в правовом урегулировании, тем более учитывая задачи, поставленные перед туристической отраслью в Государственной программе развития культуры и туризма в Российской Федерации на 2013-2020 г.г., утвержденной Постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года № 317. В рамках данной госпрограммы утверждена федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации», одним из основных пунктов которой является создание условий для увеличения числа бюджетных средств размещения, в том числе малых средств размещения. Среди мер правовой поддержки реализации задач госпрограммы, перечисленных в Приложении № 4 к ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма» прямо названо внесение поправок в Гражданский кодекс Российской Федерации, разрешающих использование жилых помещений для организации в них малых средств размещения. Создание правовых условий для развития бюджетного направления гостиничного бизнеса особенно важным предстает в свете резкого падения показателей выездного туризма (количество российских туристов, выехавших за границу в первом полугодии 2015 года, более чем на 30 % ниже аналогичного показателя за первое полугодие 2014 года). Российская туристская инфраструктура не успевает отвечать возросшему спросу на туристские услуги на внутреннем направлении.

С указанной целью Министерством культуры Российской Федерации разработан проект изменений статьи 288 ГК РФ, предусматривающих предоставление индивидуальным предпринимателям и организациям осуществлять деятельность по предоставлению услуг временного проживания в малых средствах размещения, расположенных в жилых помещениях. По состоянию на декабрь 2015 года данный проект проходит процедуру согласования в Правительстве РФ; проект прошел этап общественных слушаний, на следующих этапах осуществляется антикоррупционная экспертиза, оценка регулирующего воздействия и утверждение Правительством окончательной версии законопроекта; после чего последует внесение законопроекта Правительством на рассмотрение Государственной Думы. Информация о законопроекте доступна на федеральном портале проектов нормативных актов.

Однако судьба законопроекта неопределенна, в связи с внесением на рассмотрение Государственной Думы законопроекта с прямо противоположным содержанием. 7 сентября 2015 года группой депутатов Государственной Думы как субъектами законодательной инициативы был внесен законопроект, который устанавливает запрет на использование жилых помещений в целях оказания гостиничных услуг.

Предлагается дополнить часть 3 статьи 17 ЖК РФ, которая в действующей редакции запрещает использование жилых помещений для размещения производств, запретом на размещение в жилых помещениях гостиниц и иных средств размещения, оказание гостиничных услуг и иных услуг размещения. Текст законопроекта и сопроводительная документация доступны на сайте Госдумы РФ: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=876688-6

В пояснительной записке к законопроекту указано, что внесение законопроекта обусловлено получением многочисленных жалоб жителей домов, проживающих в смежных с хостелами квартирах. Комитет Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рекомендовал 20 октября принять законопроект в первом чтении. Однако, судя по информации о законопроекте на сайте Госдумы, рассмотрение перенесено на другой день. Время покажет, чья позиция получит поддержку большей части депутатов Государственной Думы.

Источники:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации;
  2. Жилищный кодекс Российской Федерации;
  3. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ;
  4. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  5. Федеральный закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  6. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  7. Постановление Правительства РФ от 9 октября 2015 г. № 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»;
  8. Постановление Правительства от 15 апреля 2014 г. № 317 «Об утверждении Государственной программы развития культуры и туризма в Российской Федерации на 2013-2020 г.г.;
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;
  10. Приказ Минкультуры РФ от 11 июля 2014 года № 1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемая аккредитованными организациями» (зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2014 № 35473);
  11. Приказ Минкультуры от 29.04.2015 N 1340 «Об утверждении порядка аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.10.2015 N 39191).

Статья подготовлена коллективом юристов ООО "Служба правовой безопасности"


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении