Юридический справочник

Функции министерства финансов рф включают. Министерство финансов (Ministry of Finance) - это. С изменениями и дополнениями от

Махачкала

План:

1. Общее понятие об управлении финансами. Органы управления финансами

2. Задачи и функции Министерства финансов РФ

3. Полномочия и права Федерального казначейства

4. Задачи Счетной палаты РФ

5. Функции Федеральной налоговой службы

6. Функции Федеральной таможенной службы

7. Полномочия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора

8. Полномочия Федеральной службы по финансовому мониторингу

Общее понятие об управлении финансами. Органы управления финансами.

Управление – это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.

Система управления финансами в современной рыночной экономике представляет собой взаимоувязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и отдельных её звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению социальных проблем

В качестве объектов управления финансами выступают различные виды финансовых отношений, которые могут возникать на разных уровнях финансовой системы: государственные финансы; муниципальные финансы; финансы хозяйствующих субъектов; финансы домашних хозяйств

В качестве субъектов управления выступают специальные службы, органы, подразделения различных объектов управления, называемые финансовым аппаратом

На общегосударственном уровне аппарат управления финансами включает органы законодательной и исполнительной власти. В Российской Федерации к ним относятся Федеральное собрание, Президент РФ, Правительство РФ, соответствующие органы федеральной исполнительной власти (Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовым рынкам, федеральная таможенная служба и другие).

На уровне субъектов государства и муниципальном уровне аппарат управления финансами включает соответствующие органы представительной (например, законодательное собрание субъекта) и исполнительной власти.

На уровне хозяйствующих субъектов аппарат управления финансами определяются его организационно-правовой формой и учредительными документами.

На уровне домашних хозяйств субъектами управления являются сами домохозяйства.

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления (президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ).

Функции управления системой финансов и финансового контроля возложены на следующие органы:

1) Министерство финансов РФ;

2) Федеральное казначейство РФ;

3) Федеральная налоговая служба РФ;

4)Счетная палата РФ;

5)Центральный банк РФ;

6)Таможенные и другие государственные органы.

Задачи и функции Министерства финансов РФ

К основным задачам Министерства финансов РФ относятся:

Совершенствование бюджетной системы и развитие бюджетного федерализма;

Разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, на­логовой и валютной политики в РФ;

Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направ­лениях социально-экономического развития;

Разработка проекта федерального бюджета и обеспечение испол­нения федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

Осуществление государственного финансового контроля;

Министерство финансов РФ выполняет следующие основные функции:

Подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;

Участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

Участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддерж­ке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

Участвует в подготовке предложений по основным направлени­ям кредитной, денежной политики, улучшению состояния рас­четов и платежей в экономике, в формировании и осуществле­нии единой политики цен, в подготовке федеральных целевых программ, обеспечивает их финансирование за счет средств фе­дерального бюджета;

Разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ; исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; осуществляет контроль за целе­вым использованием средств федерального бюджета;

Подготавливает предложения и реализует меры, направленные на совершенствование структуры государственных расходов;

Разрабатывает совместно с Министерством по налогам и сборам РФ и другими федеральными органами исполнительной власти предложения о налоговой политике, развитии налогового зако­нодательства и совершенствовании налоговой системы;

Участвует в разработке предложений об установлении размера ставок таможенного тарифа и порядка взимания таможенных пошлин;

Проводит с участием Банка России государственную политику в области эмиссии и размещения государственных ценных бумаг;

Подготавливает предложения по совершенствованию валютных, финансовых, кредитных и таможенных отношений с иностран­ными государствами;

Разрабатывает совместно с Министерством экономики РФ про­екты программ государственных внешних заимствований, орга­низует работу по привлечению в экономику страны иностран­ных кредитов;

Участвует в работе по возврату кредитов иностранным государ­ствам, осуществляет необходимые меры по выполнению обяза­тельств РФ по кредитным соглашениям с иностранными госу­дарствами и международными финансовыми организациями;

Участвует в формировании Государственного фонда драгоцен­ных металлов и драгоценных камней РФ, обеспечивает попол­нение, сортировку, оценку, учет и сохранность драгоценных ме­таллов, драгоценных камней и изделий;

Устанавливает формы учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ;


Похожая информация.


Каждое из министерств Российской Федерации - это сложная система, выполняющая строго определенные функции, наделенная конкретными полномочиями и правами. Что-то тут будет объединяющим, что-то - качественно различать подобные учреждения. Рассмотрим подробнее в статье Министерство финансов. Это главная тема. Определим его полномочия и права, коснемся функций министра финансов, рассмотрим правовые акты, которые принимает данное государственное учреждение.

Определение

Что РФ (согласно действующему законодательству) - исполнительный федеральный орган государственной власти, который воплощает функции по выработке политики, правовому, нормативному регулированию в сферах налоговой, бюджетной, банковской, страховой, валютной политики. А также в областях:

  • государственного долга;
  • бухгалтерской деятельности и отчетности;
  • аудита;
  • назначения таможенной стоимости транспортных средств, товаров;
  • переработки и обращения драгоценных камней и металлов;
  • инвестирования финансов для накопительной части пенсионных выплат гражданам;
  • производства и последующего оборота защищенной полиграфпродукции;
  • организации и проведения различных лотерей;
  • противодействия легализации прибыли, полученной преступным путем;
  • финансового обеспечения госслужбы;
  • противодействия финансированию терроризма.

Координация и контроль

Российское - это государственный орган, который проводит координацию и контроль за работой следующих федеральных учреждений:

  • Налоговая служба.
  • Служба финансового и бюджетного надзора.
  • Служба страхового надзора.
  • Казначейство.
  • Служба по финансовому мониторингу.
  • Таможенная служба (контроль за исполнением ряда нормативных и правовых актов по следующим вопросам: взимания и исчисления таможенных отчислений, определения таможенной стоимости как товаров, так и транспорта).

Взаимодействие

Важно отметить, что Министерство финансов РФ проводит свою работу во взаимодействии с иными учреждениями исполнительной власти федерального уровня, органами исполнительной власти субъектов РФ, структурой местного самоуправления, формами общественных объединений и иными организациями.

Руководство в деятельности

Российское - это госорган, который руководствуется в своей повседневной работе следующим:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Конституционные федеральные законы.
  • Федеральные законы.
  • Акты Президента РФ.
  • Постановления российского Правительства.
  • Международные договоры Российской Федерации.
  • Положение о Минфине РФ.

Полномочия Минфина

Перейдем ближе к деятельности отечественного Министерства финансов. Оно воплощает следующие полномочия:

  • Вносит на рассмотрение Правительства проекты нормативных и правовых актов, федеральные законы и другие законопроекты, по которым нужно решение Правительства РФ. Это вопросы по сферам ведения Министерства, областям ведения подведомственных ему служб, проекты плана работы и прогнозные сводки его деятельности.
  • На основании и в рамках исполнения Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ Минфин принимает самостоятельно целый ряд нормативно-правовых актов.

Акты, принимаемые министерством

Что же относится к этим нормативно-правовым актам? Тут выделяется следующее:

  • Порядок формирования различной отчетности об исполнении бюджета РФ, бюджетов ряда государственных внебюджетных фондов, казны бюджетной системы страны, а также консолидированного бюджета государства.
  • Порядок ведения бюджетной сводной росписи бюджета РФ.
  • Порядок использования бюджетной классификации РФ.
  • Форма расчетов по налогам, а также налоговым декларациям, порядок заполнения этих документов.
  • Форма приходного таможенного ордера (на основании этой бумаги происходит уплата таможенных пошлин, а также отчисление налогов физ. лицами при перемещении ими каких-либо товаров для семейных, личных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью).
  • Форма акта об итогах совместной выверке расходования финансовых средств плательщика, что были внесены на счет таможенного органа.
  • Акты, которые определяют случаи, когда отчисление таможенных платежей обеспечивается договором страхования.
  • Акты, которые устанавливают собой наибольший срок одной банковской гарантии и наибольшей суммы всех действующих одновременно банковский гарантий, что выданы одним банком с целью принятия таможенными организациями данных гарантий для уплаты таможенных платежей.
  • Порядок, а также условия включения страховых учреждений в государственный реестр страховых организаций, чьи договоры могут приниматься для обеспечения таможенных платежей.
  • Форма требования по уплате отчислений в таможенные органы.
  • Форма решения в бесспорном порядке взыскания таможенных выплат за счет средств, имеющихся на счетах плательщика в банковских организациях.
  • Порядок контроля за таможенной стоимостью как товаров, так и транспорта (совместно с другим Министерством - экономразвития и торговли).
  • Порядок ведения долговой государственной книги РФ и передача Минфину Российской Федерации данных как из государственной, так муниципальной долговой книги РФ.

Права министерства

Все приказы Министерства финансов отдаются только в рамках прав, предоставленных этому государственному органу. Для того чтобы реализовывать вышеуказанные полномочия в своей сфере деятельности Минфин наделяется следующими правами:

  • Запрашивать и получать по запросу в установленном порядке информацию, необходимую для принятия вопросов. входящих в компетенцию министерства.
  • Учреждать по установленному порядку знаки отличия определенных сфер деятельности, награждать ими как сотрудников Минфина, так и работников, находящихся в ведении данного учреждения федеральных служб, иных лиц, осуществляющих в данной области свою деятельность.
  • В установленном порядке привлекать для проработки вопросов и проблем, относящихся к сфере деятельности данного министерства, ученых, научные организации и иных специалистов.
  • Создавать совещательные и координационные органы (группы, советы, комиссии, коллегии), включая межведомственные.
  • Учреждать по установленному порядку СМИ для дальнейшей публикации нормативных и правовых актов в сфере непосредственной деятельности министерства, официальных объявлений и иных сообщений, тема которых отнесена к области деятельности Минфина и подведомственных ему служб.

Министр финансов

Мы рассказали о деятельности финансового министерства, его правах и полномочиях. Важным будет узнать и о работе главного человека здесь.

Минфин РФ возглавляет министр, назначаемый на данную должность и освобождаемый от нее по приказу российского Президента, по представлению Председателя Правительства.

Именно он несет личную ответственность за Приказы Министерства финансов Российской Федерации, за выполнение возложенных на этот госорган полномочий, за воплощение в жизнь государственной политики в сфере деятельности Минфина.

У министра обязательно есть заместители, которые назначаются на свои должности и освобождаются от них Правительством РФ. Оно же устанавливает допустимое число замов министра финансов.

Обязанности министра

Перейдем теперь к списку обязанностей главы Минфина Российской Федерации, закрепленных на законодательном уровне:

  • Распределять между своими заместителями их обязанности.
  • Утверждать положения о структурных подразделениях Минфина, а также о территориальных ответвлениях федеральных служб, подведомственных министерству.
  • В установленном законом порядке назначать на должности и освобождать от них сотрудников Министерства.
  • Решать (в полном соответствии законодательству РФ о государственной службе) вопросы, которые связаны с прохождением госслужбы в Министерстве финансов.
  • Утверждение структуру, штатное расписание Министерства (но только в рамках, установленных Правительством РФ), фонды оплаты труда и численности сотрудников, сметы расходов на его (фонда) содержание (но лишь в пределах установленных на год ассигнований, что выделены для бюджета Министерства финансов).
  • Утверждение ежегодных планов работы, а также показателей деятельности подведомственных Министерству служб и отчетов об их исполнении.
  • Внесение в Правительство РФ по представлению руководителей подведомственных Минфину федеральных служб различных проектов положений о данных службах, предложений о допустимой численности их штата, фондах оплаты труда сотрудников.
  • Внесение на рассмотрение российского Правительства проектов нормативных, правовых актов и иных документов, перечисленных в подзаголовке "Полномочия Минфина".
  • Дача поручений подведомственным Минфину федеральным службам, контроль за их исполнением.
  • Отмена противоречащих федеральному законодательству решений федеральных служб, подведомственных Минфину (если федеральный закон не вводит иной порядок отмены таких решений).
  • Назначение и освобождение от должности по представлению федеральных служб, подчиняющихся Министерству, заместителей их руководителей, а также глав территориальных служб.
  • Представление по установленному порядку как работников Министерства, так сотрудников ведомств, находящихся в подчинении Минфину, к присвоению почетных званий, а также награждение их государственными наградами.
  • Выпуск писем Министерства финансов, издание приказов с нормативным характером. Отдача приказов ненормативного характера по оперативным и иным текущим вопросам государственного органа.

Областные министерства

Министерство финансов области - это субъектный орган исполнительной власти, наделенный по законодательству функциями и полномочиями в конкретной сфере деятельности. Он осуществляет в пределах свой компетенции координацию и контролирование работы органов государственной власти определенной области, государственных внебюджетных, территориальных органов, структуры местного самоуправления.

Что же тогда такое министерство финансов края, республики, автономной области? Государственный орган с такими же полномочиями, но осуществляющий свою деятельность в пределах данных субъектов.

Полномочия областных министерств

Министерства финансов области обладают широким рядом полномочий в следующих сферах жизни субъекта:

  • Административно-организационная.
  • Управление государственным долгом.
  • Бюджетный учет и отчетность, финансовый контроль.
  • Исполнение бюджета.
  • Бюджетное планирование.

Главные задачи областных структур

Областные министерства финансов работают над следующими главными задачами:

  • Разработка и последующая реализация единой бюджетной политики на территории области.
  • Разработка проекта бюджета субъекта и организация его исполнения по установленному порядку.
  • Разработка и последующее воплощение в жизнь программ внутренних заимствований.
  • Концентрация финансов на приоритетных направлениях социального, экономического развития субъекта.
  • Участие в разработке проектов по привлечению в субъект кредитных ресурсов.
  • Общее совершенствование бюджетного процесса в области.
  • Осуществление финансового контроля в пределах собственных полномочий.

Минфин РФ - весьма сложная структура с множеством подразделений. Министерство имеет четкие полномочия, которые обязано воплощать лишь в пределах прав, утвержденных законодательством. Самая большая ответственность за принятые решения, нормативные акты, правовые документы лежит на его главе.

Федеральное агентство по образованию

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра бухгалтерского учета и экономического анализа

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «КОТНРОЛЬ И РЕВИЗИЯ»

на тему: «КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ

МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ»

Выполнила: студентка 4 курса 2 группы

специальности Бухгалтерский учет и

контроль налогообложения

Смолина И.С.

Проверила:

Морозова Е.С.

Самара 2010

Введение

1.1. Задачи и функции Министерства финансов России

Заключение

Список использованных источников

Введение

В любом государстве распределение и перераспределение национального дохода происходит в денежной форме. Понятие «финансы» происходит от фр. «finance» - совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, государства, а также система их формирования, распределения и использования. По своему материальному содержанию финансы государства представляют собой фонды денежных средств. Финансы непосредственно связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе аккумуляции, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Человечество в процессе эволюционного развития прошло путь от непосредственного товарообмена к товарно-денежным отношениям, где деньги стали всеобщим эквивалентом, а государство в процессе своей деятельности по управлению экономическими и социальными процессами стало вести учет доходов и расходов в денежной форме. Для выполнения своих разнообразных и многосложных задач государство нуждается в массе материальных средств, и ему приходится вести весьма сложное хозяйство. Для успешного ведения последнего государству необходима обширная и хорошая организация финансового управления. Являясь субъектом финансового верховенства, государство имеет известную власть, состоящую вправе издавать финансовые законы, устанавливать налоги, заключать государственные займы, принимать принудительные меры в отношении к нарушителям или не исполнителям финансовых норм.

Для проявления своей деятельности по части финансового управления государство нуждается в целом ряде центральных и местных финансовых органов. Систему финансовых органов Российской Федерации возглавляет Министерство финансов РФ. Все национально-территориалъные образования и административно-территориальные образования имеют в составе своих правительств или администраций управления, соответствующие республиканские министерства финансов, или другие органы финансового управления.

Учитывая, что основной объем работы в области финансовой деятельности государства осуществляется Министерством финансов, рассмотрим далее его компетенцию более подробно.

Глава I. О Министерстве финансов Российской Федерации

1.1 Задачи и функции Министерства финансов России

Министерство финансов Российской Федерации (МинФин России) - федеральное министерство Российской Федерации, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов в Российской федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учёта и отчётности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма Положение о Министерстве финансов Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329.

Министерство финансов Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Министерстве финансов Российской Федерации.

Финансирование расходов на содержание Министерства финансов Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Министерство финансов Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца и счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации Положение о Министерстве финансов Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329.

Основные задачи Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с Положением о нем:

    совершенствование бюджетной системы РФ;

    разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;

    концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

    разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

    разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени РФ; управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

    разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;

    осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля.

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

    участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;

    организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров и дотаций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;

    обеспечивает исполнение федерального бюджета, а также государственных федеральных внебюджетных фондов;

    разрабатывает с участием Государственной налоговой службы, Федеральной службы налоговой полиции РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;

    принимает участие в определении ценовой политики;

    принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;

1.2. Полномочия Минфина в осуществлении финансового контроля

Министерство финансов РФ занимает важнейшее место в системе финансового контроля, оно не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.

Минфин осуществляет финансовый контроль за:

    целевым использованием федерального бюджета и средств государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов;

    поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;

    доходами от проведения лотерей, зарегистрированных в РФ;

    обеспечением платежеспособности страховщиков;

В связи с этим Минфин России вправе проводить комплексные ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и других федеральных средств, проводить документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям правоохранительных органов.

Для выполнения контрольных полномочий Минфин России имеет право запрашивать необходимые материалы по бюджетным и внебюджетным фондам и применять меры воздействия по результатам контроля - при установлении фактов нецелевого использования взыскивать их с наложением штрафа; ограничивать, приостанавливать и прекращать финансирование организаций в случае нарушения финансовой дисциплины. Вместе с тем, Минфин уполномочен предоставлять отсрочки и рассрочки по налоговым платежам в федеральный бюджет.

Следует при этом отметить, что контрольные полномочия Минфина Российской Федерации распространяются на финансовые средства только федерального уровня.

В тех случаях, когда проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации, его контрольные функции не должны выходить за эти рамки.

Такой подход обусловлен принципом самостоятельности бюджетного устройства в Российской Федерации, самостоятельности финансовой деятельности субъектов Федерации и органов местного самоуправления в установленных законодательством пределах, их ответственностью за формирование и использование своих финансовых ресурсов.

Однако, принимая во внимание Бюджетный кодекс, следует отметить, что на Минфин возложено осуществление финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов российской Федерации и местных бюджетов, если субъект Российской Федерации получает помощь в объеме свыше 50% расходов его консолидированного бюджета. Назначается ревизия, и исполнение бюджета субъекта Федерации переходит под контроль Минфина и в случаях, когда субъект не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств.

Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения Министерства финансов РФ соответственно их компетенции. Однако Минфин имеет в совей структуре и специальные подразделения, предназначены именно для проведения финансового контроля: Департамент государственного финансового контроля и аудита, Департамент страхового надзора. В его ведении находятся Федеральное казначейство, Пробирная палата и др. органы.

Таким образом, Министерство финансов выделяется комплексным характером своих функций, направленных на разные стороны финансовой деятельности государства. Оно обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики. Минфин России взаимодействует с другими органами исполнительной власти, оно стало преемником ранее самостоятельно существовавших служб - Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью, Комитета РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням, Федеральной комиссии лотерей и игр РФ. Осуществляя свои функции, Минфин России взаимодействует с другими органами исполнительной власти - федеральными, органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями.

Министерство финансов охватывает своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности.

Финансовый контроль является одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системы и на современном этапе претерпевает изменения. Прежде всего, Минфин осуществляет контроль в процессе разработки федерального бюджета, контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов, участвует в проведении валютного контроля, а также контролирует направление и использование государственных инвестиций.

Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения Минфина РФ. Так, органы казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику, управлять процессом исполнения федерального бюджета и др. полномочия; органы Государственного страхового надзора осуществляют контроль в страховой деятельности.

Минфин России координирует деятельность подведомственных структур: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также Федеральной таможенной службы.

1.3. Полномочия Министра финансов Российской Федерации

Министр финансов Российской Федерации наделен следующими полномочиями:

    распределяет обязанности между своими заместителями;

    утверждает положения о структурных подразделениях Министерства, о территориальных органах федеральных служб, подведомственных Министерству;

    в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства;

    решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве;

    утверждает структуру и штатное расписание Министерства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на его содержание в пределах, утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

    утверждает ежегодный план работы и показатели деятельности подведомственных Министерству федеральных служб, а также отчет об их исполнении;

    вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителей подведомственных Министерству федеральных служб проекты положений о федеральных службах, предложения о предельной численности федеральных служб и фонде оплаты труда их работников;

    вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов и другие документы, указанные в Положении о Министерстве финансов Российской Федерации от 30 июня 2004г. № 329;

    дает поручения подведомственным Министерству федеральным службам и контролирует их исполнение;

    отменяет противоречащие федеральному законодательству решения подведомственных Министерству федеральных служб, если иной порядок отмены решений не установлен федеральным законом;

    назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей подведомственных Министерству федеральных служб заместителей руководителей федеральных служб, руководителей территориальных органов федеральных служб;

    представляет в установленном порядке работников Министерства и находящихся в ведении Министерства федеральных служб, других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации;

    издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства - приказы ненормативного.

Специфика деятельности Министерства финансов Российской Федерации состоит в существенной роли правоустанавливающей (регулятивной) деятельности, которая не направлена непосредственно на потребителей услуг (физические и юридические лица).

При этом, если качество регулирования в налоговой, финансовой, страховой сферах может быть измерено, в том числе, посредством опросов потребителей соответствующих услуг, то качество регулирования в бюджетной и денежно-кредитной, долговой сфере, а также других сферах, потребителем услуг в которых является государство в целом, может измеряться по уровню соответствия стандартам лучшей практики. В случае Минфина России такими стандартами являются принципы эффективного и ответственного управления общественными финансами.

Заключение

Минфин может изменять объем и структуру расходов федерального бюджета. В настоящее время предлагаемые изменения объема и структуры расходов федерального бюджета в основном обусловлены перераспределением и увеличением бюджетных ассигнований в целях финансового обеспечения Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации, а также реализацией главными распорядителями средств федерального бюджета мер по оптимизации бюджетных расходов.

При этом Минфин в полном объеме обеспечивает исполнение предусмотренных законодательством социальных обязательств (пенсий, пособий, компенсаций), оплата труда работников федеральных бюджетных учреждений, реализация приоритетных программ и проектов, предоставлением дотаций и субвенций другим бюджетам бюджетной системы, выполнение государственного оборонного заказа и других базовых функций государства. Таким образом, Минфин предусматривает комплекс мер, направленных на: усиление социальной защиты населения, обеспечение гарантий социальной и медицинской помощи, государственную поддержку сферы занятости; 2) сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала; усиление роли внутреннего спроса в обеспечении экономического роста; 4) модернизацию российской экономики и общества; 5) снижение административного давления на бизнес; повышение устойчивости национальной финансовой системы; обеспечение необходимого уровня макроэкономической стабильности.

МФ РФ предприняты систематические и последовательные усилия в части внедрения лучшей практики управления общественными финансами. По многим позициям достигнут значительный прогресс, что позволяет говорить о повышении качества регулятивной деятельности МФ РФ. Ключевым звеном этой деятельности стало закрепление большинства принципов ответственного управления общественными финансами в Бюджетном кодексе Российской Федерации. К настоящему времени созданы институциональные предпосылки для интеграции данных принципов в повседневную деятельность менеджеров общественного сектора на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.

МФ осуществляет свою работу, опираясь на законодательство, политическую направленность страны, ее экономическое и социальное положение. В настоящее время, когда и РФ коснулся экономический кризис требуются существенные изменения параметров бюджета Российской Федерации. В этих условиях Министерство финансов должно адекватно корректировать механизм межбюджетного регулирования.

Контрольные функции не должны выходить...

  • Контрольно -надзорный аппарат Министерства Финансов , его задачи и функции

    Курсовая работа >> Экономика

    Года, ныне эти функции переданы Министерству Финансов России . Для усиления контроля... органов. Для выполнения контрольных полномочий Минфин России имеет право запрашивать... этом отметить, что контрольные полномочия Минфина Российской Федерации распространяются...

  • Этапы и методы контрольно -аналитической работы по исполнению Федерального Бюджета

    Реферат >> Финансы

    ... функции и статус будут рассмотрены нами более подробно. В системе исполнительной власти контрольными полномочиями наделены: Министерство финансов ... Российской Федерации, деятельность Центрального Банка России по обслуживанию государственного долга, ...

  • Методы и способы финансового контроля Министерства Финансов

    Реферат >> Экономика

    Структура отражает особенности экономики России современного этапа1. Функции Министерства финансов РФ соответствуют его положению... на то, что закрепленные ныне контрольные полномочия Министерства финансов РФ направлены на бюджет и государственные...

  • Введение 3

    Структура Министерства финансов РФ 4

    Основные задачи, функции и права Минфина 6

    Полномочия Минфина в осуществлении финансового контроля 10

    Заключение 14

    Список используемой литературы 15

    Введение

    Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) - федеральное министерство Российской Федерации, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов в Российской федерации.

    В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учёта и отчётности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

    Структура Министерства финансов РФ

    В 1990-х гг. система финан­сово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобра­зованиями существенно перестроена: появились новые органы (Го­сударственная налоговая служба, впоследствии - Министерство РФ по налогам и сборам, федеральное казначейство, Госстрахнад­зор, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов и соответствующих нижестоящих органов.

    Среди этих органов выделяется Министерство финансов РФ комплексным характером своих функций, направленных на разные стороны финансовой деятельности государства. Этот государственный орган исполнительной власти, обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в России и координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.

    Осуществляя свои функции, Минфин России взаимодействует с другими органами исполнительной власти – федеральными, органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями.

    Министерство финансов РФ возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществлением им своих функций. Министр имеет 16 заместителей назначаемых на должность и освобождаемых от нее Правительством РФ.

    В Министерстве финансов РФ образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей Государственной налоговой службы РФ и Государственного таможенного комитета РФ, а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ. Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра. В случае разногласий между Министром и членами коллегии окончательное решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ.

    Следует также отметить, что Минфину России разрешено иметь в составе центрального аппарата 20 департаментов по основным направлениям деятельности:

      Департамент бюджетной политики;

      Департамент налоговой политики;

      Департамент управления государственным внутренним долгом;

      Департамент отраслевого финансирования;

      Департамент межбюджетных отношений;

      Валютно-экономический департамент;

      Департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов;

      Департамент финансирования государственного аппарата;

      Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности;

      Юридический департамент;

      Департамент макроэкономической политики и банковской деятельности;

      Департамент страхового надзора;

      Департамент внешнего долга;

      Департамент международных финансовых организаций;

      Департамент государственного финансового контроля;

      Департамент организации аудиторской деятельности;

      Информационно-технический департамент;

      Департамент бюджетных кредитов и гарантий;

      Департамент валютного контроля;

      Департамент социальной сферы и науки.

    Основные задачи, функции и права Минфина

    В соответствии с Положением о Министерстве финансов в РФ, к его основным задачам относят:

      совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;

      разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;

      концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;

      разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

      разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени Российской Федерации;

      управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

      разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации;

      участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

      разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;

      осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;

      обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях), а также в соответствии с законодательством Российской Федерации аудитом в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе).

    Функции Министерства финансов РФ соответствуют его положению как федерального органа по управлению финансами страны. Они относятся к следующим областям:

    государственные финансы в целом - участие в комплексном анализе экономики страны и в работе по составлению долгосрочных и краткосрочных прогнозов их развития, определение потребностей государственных финансовых централизованных ресурсов, подготовка предложений о распределении этих ресурсов между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;

    государственный бюджет - организация работы по составлению и обеспечению исполнения федерального бюджета, разработка предложений по нормативам отчислений от федеральных налогов, размерам дотаций и субвенций, выделяемых в бюджеты субъектов РФ, прогнозирование и составление консолидированного бюджета РФ;

    внебюджетные государственные федеральные фонды - подготовка предложений о создании и использовании целевых внебюджетных фондов, обеспечение финансового исполнения государственных федеральных внебюджетных фондов;

    страхование - участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране;

    денежное обращение - разработка и осуществление мер по оптимизации товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения, укреплению денежного обращения и покупательной способности рубля, подготовка предложений по улучшению состояния расчетов в народном хозяйстве, по основным направлениям денежно-кредитной политики РФ, обеспечение изготовления Гознаком денежных билетов и металлических монет;

    государственный кредит - выпуск государственных внутренних займов РФ, согласование общего объема и условий выпуска долговых обязательств субъектов РФ, заключение соглашений с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;

    финансовый рынок - разработка предложений по формированию финансового рынка, регулирование рынка ценных бумаг, регистрация выпуска ценных бумаг;

    валютно-финансовые отношения - подготовка предложений по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами и увеличению валютных ресурсов страны, участие в разработке финансовых условий договоров и соглашений с иностранными государствами, валютно-кредитной политики, предложений по использованию валютных средств, прогноза платежного баланса, формирование таможенной политики, организация работы по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов, обслуживание государственного внешнего долга, участие в регулировании отпуска драгоценных металлов и камней;

    финансовый контроль - контроль за исполнением федерального бюджета и использованием средств государственных федеральных внебюджетных фондов, за использованием валютных средств, инвестиций, а также проведение аттестации по аудиту предприятий, объединений, организаций и учреждений, граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность, лицензирование аудита;

    организация учета и отчетности - анализ сводной бухгалтерской отчетности федеральных органов исполнительной власти, руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, организаций и учреждений, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, установление порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций, установление форм учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.

    Для выполнения своих задач и функций Министерство финансов РФ имеетнеобходимые права , в том числе:

    вытекающие из функций по составлению и исполнению бюджета и связанного с этой деятельностью контроля - получать от государственных органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов, а также предприятий, учреждений, организаций, банков, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, необходимые материалы, документы, бухгалтерские балансы, отчеты, справки и т.д., проводить документальные ревизии и проверки, давать обязательные к применению указания по устранению выявленных нарушений;

    по применению мер принудительного воздействия в случаях нарушений установленного порядка - ограничивать, а при необходимости приостанавливать финансирование предприятий, учреждений и организаций, взыскивать в установленном порядке с предприятий, учреждений и организаций средства, выделенные из федерального бюджета или федеральных внебюджетных фондов, используемые не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере учетной ставки Центрального банка РФ; запрещать, либо приостанавливать выпуск ценных бумаг акционерными обществами при нарушении законодательства;

    по регулированию соотношения доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации в процессе их исполнения и поступлений налогов в федеральный бюджет - заключать от имени Правительства РФ соглашения с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;

    выдавать при необходимости ссуды из федерального бюджета на покрытие временных кассовых разрывов по бюджетам субъектов Федерации с погашением этих ссуд в пределах бюджетного года, предоставлять отсрочки и рассрочки платежей по налогам в федеральный бюджет с уведомлением Министерства РФ по налогам и сборам.

    Полномочия Минфина в осуществлении финансового контроля

    Министерство финансов РФ занимает важнейшее место в системе финансового контроля, оно не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.

    Минфин осуществляет финансовый контроль за:

      целевым использованием федерального бюджета и средств государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов;

      поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;

      доходами от проведения лотерей, зарегистрированных в РФ;

      обеспечением платежеспособности страховщиков;

      формированием и сохранностью Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней в РФ;

      использованием и хранением драгоценных камней организациями и совершением сделок с ними;

      расходами, связанными с государственным внутренним и внешним долгом;

      качеством аудиторских проверок.

    В связи с этим Минфин России вправе проводить комплексные ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и других федеральных средств, проводить документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям правоохранительных органов.

    Для выполнения контрольных полномочий Минфин России имеет право запрашивать необходимые материалы по бюджетным и внебюджетным фондам и применять меры воздействия по результатам контроля – при установлении фактов нецелевого использования взыскивать их с наложением штрафа; ограничивать, приостанавливать и прекращать финансирование организаций в случае нарушения финансовой дисциплины. Вместе с тем, Минфин уполномочен предоставлять отсрочки и рассрочки по налоговым платежам в федеральный бюджет.

    Следует при этом отметить, что контрольные полномочия Минфина Российской Федерации распространяются на финансовые средства только федерального уровня. В тех случаях, когда проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации, его контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом самостоятельности бюджетного устройства в Российской Федерации, самостоятельности финансовой деятельности субъектов Федерации и органов местного самоуправления в установленных законодательством пределах, их ответственностью за формирование и использование своих финансовых ресурсов.

    Однако, принимая во внимание Бюджетный кодекс, отметим, что на Минфин возложено осуществление финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов российской Федерации и местных бюджетов, если субъект Российской Федерации получает помощь в объеме свыше 50% расходов его консолидированного бюджета. Назначается ревизия и исполнение бюджета субъекта Федерации переходит под контроль Минфина и в случаях, когда субъект не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств.

    Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения Министерства финансов РФ соответственно их компетенции. Однако Минфин имеет в своей структуре и специальные подразделения, предназначены именно для проведения финансового контроля: Департамент государственного финансового контроля и аудита, Департамент страхового надзора. В его ведении находятся Федеральное казначейство, Пробирная палата и др. органы.

    Департамент государственного финансового контроля и аудита создан на основании постановления Правительства РФ на базе нескольких упраздненных структурных подразделений Минфина России, в том числе контрольно-ревизионного управления и Департамента организации аудиторской деятельности.

    В задачи этого Департамента входит контроль за:

      исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов,

      организацией денежного обращения,

      использованием кредитных ресурсов,

      состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов,

      предоставлением налоговых льгот и преимуществ.

    Департамент государственного контроля и аудита организует и проводит самостоятельно и с привлечением территориальных КРУ ревизии и проверки; контролирует использование федеральных средств, в том числе в иностранной валюте; организует контроль за качеством проведения аудиторами и аудиторскими организациями аудиторских проверок.

    В случае установления нарушений использования федеральных средств, израсходованных незаконно или не по целевому назначению средства, а также доходы от их использования, по предписанию Департамента, подлежат возмещению в течение одного месяца после выявления нарушений.

    Территориальные контрольно-ревизионные органы осуществляю последующий финансовый контроль на территории соответствующего субъекта РФ. В частности, они:

      контролируют целевое использование средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;

      проводят документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов;

      в ряде случаев на договорной основе проводят ревизии и проверки поступления и расходования средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

      контролируют своевременное устранение нарушений в финансово-хозяйственной деятельности проверенных управлением организаций, а также возмещение ими причиненного ущерба и т.д.

    Территориальные контрольно-ревизионные органы Минфина России имеют право :

      проверять в ревизуемых организациях денежные, бухгалтерские и другие документы;

      получать от должностных лиц ревизуемых организаций объяснения;

      получать от органов государственной власти и местного самоуправления, а также организаций данные, необходимые для осуществления своих функций;

      направлять предложения о приостановлении и прекращении финансирования ревизуемых организаций при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств, а также непредставления ими бухгалтерских документов, связанных с использованием этих средств;

      ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в нарушениях, передавать материалы проверок и ревизий в правоохранительные органы и т.д.

    Органы федерального казначейства , находящиеся в подчинении Минфина, наряду с другими функциями осуществляют и контроль, направленный на исполнении федерального бюджета и использование средств государственных внебюджетных фондов.

    В этих целях Главное управление федерального казначейства:

      организует контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;

      организует и осуществляет сводный учет операций по движению средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;

      организует и осуществляет сбор и анализ информации о состоянии федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и государственных внебюджетных фондов.

    Органы федерального казначейства по субъектам РФ, по городам, районам в городах:

      контролируют своевременность совершения операций со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, а также целевое направление использования указанных средств;

      передают правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность и др.

    В целях осуществления контроля финансовое казначейство наделено следующими правами :

      проверять денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, связанные с зачислением, переначислением и использованием средств федерального бюджета;

      получать от финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий и учреждений, использующих средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;

      приостанавливать операции по счетам организаций, использующих средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;

      изымать на основе письменного постановления должностного лица органа казначейства документы, свидетельствующие о нарушениях бюджетной дисциплины;

      накладывать на кредитные организации штраф в случае несвоевременного исполнения ими платежных документов на перечисление средств в федеральный бюджет;

      взыскивать в бесспорном порядке денежные средства используемые не по целевому назначению.

    Функции органов Государственного страхового надзора также ограничены особой сферой – страховой деятельностью. Они осуществляются в целях обеспечения соблюдения требований законодательства РФ о страховании, развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.

    Важное место в их функциях занимает предварительный контроль, осуществляемый ими в процессе выдачи лицензий на осуществление страховой деятельности. По результатам текущего и последующего контроля они вправе приостановить, ограничить действие лицензии или отозвать ее.

    Заключение

    Анализ проведенного исследования взглядов и мнений ученых и практикантов в области финансового права позволяет сделать следующий вывод:

    Финансовый контроль является одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системы и на современном этапе претерпевает серьезные изменения. Эти изменения также затрагивают и систему контрольных органов.

    Среди всего многообразия органов, осуществляющих финансовый контроль, выделяется Министерство финансов РФ, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.

    Прежде всего, Минфин осуществляет контроль в процессе разработки федерального бюджета, контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов, участвует в проведении валютного контроля, а также контролирует направление и использование государственных инвестиций.

    Финансовый контроль осуществляю все структурные подразделения Минфина РФ. Так, органы казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику, управлять процессом исполнения федерального бюджета и др. полномочия; органы Государственного страхового надзора осуществляют контроль в страховой деятельности.

    Минфин осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительно власти, органами исполнительной власти субъектов, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

    Список используемой литературы:

      Финансы: учебник для вузов/ Под. Ред. Проф. Л.А. Дробозиной – М., 2006

      Начинкин Д. - «Эволюция казначейской службы в России»/«Финансы», 2002

      Minfin.ru Официальный сайт Министерства финансов

      Колпакова, Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб. пособие 2-е изд., перераб.и доп. / Г.М. Колпакова. – М.: Финансы и статистика, 2006

      Министерством экономического развития и торговли РФ , Министерство финансов РФ согласилось выделить средства...

    1. Контрольные функции и полномочия министерства финансов России

      Реферат >> Финансы

      Министерство финансов РФ занимает важнейшее место в системе финансового... А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы . Министерство финансов РФ : задачи, функции и полномочия. Федеральный...

    2. Структура Министерства финансов России

      Реферат >> Государство и право

      Осуществляющим управление финанса­ми РФ , является Министерство финансов РФ и его органы на местах. Министерство финансов России... . 2.4. Права и полномочия, наделённые министерству Министерство финансов РФ имеет право: Запрашивать в установленном порядке...

    3. Контрольно-надзорный аппарат Министерства Финансов , его задачи и функции

      Курсовая работа >> Экономика

      Полномочия Минфина в осуществлении финансового контроля Министерство финансов РФ занимает важнейшее место в системе финансового... ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства Финансов РФ» Учебный экономический словарь./ Райзберг Б., ...

    Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 11, ст. 945) Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве финансов Российской Федерации.

    2. Министерство финансов Российской Федерации до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

    по организации исполнения федерального бюджета, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации;

    по государственному регулированию аудиторской деятельности, установленные Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".

    3. Установить, что Министерство финансов Российской Федерации осуществляет в соответствии с Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" организацию государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней и федерального пробирного надзора.

    4. Установить, что Министерство финансов Российской Федерации представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий и учреждений, находящихся в ведении Министерства или подведомственных ему федеральных служб.

    5. Министерству финансов Российской Федерации до 1 октября 2004 г. внести в Правительство Российской Федерации предложения об установлении порядка специального учета организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

    6. Признать утратившими силу:

    постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 273 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 11, ст. 1288);

    постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2003 г. N 529 "О внесении изменений в пункт 6 и признании утратившим силу подпункта 4 пункта 7 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 35, ст. 3445).

    Председатель Правительства
    Российской Федерации
    М. Фрадков

    Положение о Министерстве финансов Российской Федерации

    I. Общие положения

    1. Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

    2. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

    3. Министерство финансов Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

    4. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

    II. Полномочия

    5. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

    5.1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

    5.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство принимает следующие нормативные правовые акты:

    5.2.1. порядок формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и консолидированного бюджета Российской Федерации;

    5.2.2. порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

    5.2.3. порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации;

    5.2.4. формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций;

    5.2.5. форма таможенного приходного ордера, на основании которого производится уплата таможенных пошлин, налогов физическими лицами при перемещении товаров для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд при декларировании товаров;

    5.2.6. форма акта о результатах совместной выверки расходования денежных средств плательщика, внесенных на счет таможенного органа;

    5.2.7. акты, определяющие случаи, когда уплата таможенных платежей может обеспечиваться договором страхования;

    5.2.8. акты, устанавливающие максимальные суммы одной банковской гарантии и максимальные суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей;

    5.2.9. порядок и условия включения страховых организаций в реестр страховых организаций, договоры страхования которых могут приниматься в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей;

    5.2.10. форма требования об уплате таможенных платежей;

    5.2.11. форма решения о взыскании в бесспорном порядке таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках;

    5.2.12. порядок контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации;

    5.2.13. порядок ведения государственной долговой книги Российской Федерации и передачи Министерству финансов Российской Федерации информации из государственной долговой книги субъекта Российской Федерации и муниципальной долговой книги;

    5.2.14. порядок формирования государственного регистрационного номера, присваиваемого выпускам государственных и муниципальных ценных бумаг и иных долговых обязательств;

    5.2.15. отчеты об итогах эмиссии федеральных государственных ценных бумаг;

    5.2.16. стандарты раскрытия информации о ценных бумагах субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумагах, содержащейся в решении о выпуске ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг и в отчете об итогах эмиссии этих ценных бумаг;

    5.2.17. форма заявления о государственной регистрации нормативных правовых актов, содержащих условия эмиссии государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг, а также форма представления отчетов об итогах эмиссии указанных ценных бумаг;

    5.2.18. условия эмиссии и обращения федеральных государственных ценных бумаг и решения об эмиссии отдельных выпусков федеральных государственных ценных бумаг;

    5.2.19. предельные нормы компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок;

    5.2.20. нормы расходов по приему и обслуживанию иностранных делегаций и отдельных лиц федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральными учреждениями;

    5.2.21. порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;

    5.2.22. порядок определения цен на драгоценные металлы, а также изделия из них, закупаемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и реализуемые из него;

    5.2.23. акт о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении;

    5.2.24. акты по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;

    5.2.25. формы и сроки представления отчетности о лотереях;

    5.2.26. требования финансовой устойчивости страховщиков, а также формы учета и отчетности страховщиков;

    5.2.27. акты, устанавливающие режим охраны помещений (территории), используемых для осуществления деятельности по изготовлению защищенной полиграфической продукции, требования по учету защищенной полиграфической продукции, а также технические требования и условия изготовления защищенной полиграфической продукции;

    5.2.28. регламент работы и состав экспертной комиссии по рассмотрению материалов, представленных для получения лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также на торговлю указанной продукцией;

    5.2.29. нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральных служб, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

    5.3. осуществляет:

    5.3.1. составление проекта федерального бюджета;

    5.3.2. утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

    5.3.3. доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показателей сводной бюджетной росписи в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования;

    5.3.4. ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составление и представление в Правительство Российской Федерации отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

    5.3.5. открытие в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счетов по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, установление режимов счетов федерального бюджета;

    5.3.6. открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

    5.3.7. ведение сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

    5.3.8. организацию распределения доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между уровнями бюджетной системы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    5.3.9. управление в установленном порядке средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации;

    5.3.10. методическое руководство в области бюджетного планирования, направленного на повышение результативности бюджетных расходов;

    5.3.11. методологическое обеспечение кассового обслуживания органами федерального казначейства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

    5.3.12. организацию ведения главными распорядителями средств федерального бюджета мониторинга бюджетного сектора;

    5.3.13. заключение от имени Российской Федерации договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и договоров обеспечения регрессных требований гаранта;

    5.3.14. управление в установленном порядке государственным долгом Российской Федерации;

    5.3.15. ведение государственной долговой книги Российской Федерации и учет информации о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих долговых книгах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

    5.3.16. выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг;

    5.3.17. государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг;

    5.3.18. обеспечение предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовой год, и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

    5.3.19. в установленном порядке ведение переговоров и подписание от имени Правительства Российской Федерации многосторонних соглашений с должниками и кредиторами в рамках Парижского клуба;

    5.3.20. организацию формирования и использования ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;

    5.3.21. утверждение прейскурантов цен на драгоценные камни, закупаемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и реализуемые из него;

    5.3.22. организацию реализации международной схемы сертификации необработанных природных алмазов;

    5.3.23. сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных и муниципальных финансов;

    5.3.24. организацию перечисления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

    5.3.25. согласование решений Пенсионного фонда Российской Федерации об объемах и структуре размещения средств страховых взносов;

    5.4. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности;

    5.5. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;

    5.6. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций;

    5.7. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

    5.8. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

    5.9. обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении федеральных служб по их мобилизационной подготовке;

    5.10. организует профессиональную подготовку работников Министерства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

    5.11. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

    5.12. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Министерства;

    5.13. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

    6. Министерство финансов Российской Федерации с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

    6.1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Министерства вопросам;

    6.2. учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности и награждать ими работников Министерства и находящихся в ведении Министерства федеральных служб, других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере;

    6.3. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов;

    6.4. создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

    6.5. учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности и официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства и подведомственных ему федеральных служб.

    7. Министерство финансов Российской Федерации в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

    Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения не распространяются на полномочия Министра по управлению имуществом, закрепленным за Министерством на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Министерства и его структурных подразделений.

    При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Министерство не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

    III. Организация деятельности

    8. Министерство финансов Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

    Министр финансов Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

    Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.

    Количество заместителей Министра устанавливается Правительством Российской Федерации.

    9. Структурными подразделениями Министерства финансов Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы.

    10. Министр финансов Российской Федерации:

    10.1. распределяет обязанности между своими заместителями;

    10.2. утверждает положения о структурных подразделениях Министерства, о территориальных органах федеральных служб, подведомственных Министерству;

    10.3. в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства;

    10.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве;

    10.5. утверждает структуру и штатное расписание Министерства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

    10.6. утверждает ежегодный план работы и показатели деятельности подведомственных Министерству федеральных служб, а также отчет об их исполнении;

    10.7. вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителей подведомственных Министерству федеральных служб проекты положений о федеральных службах, предложения о предельной численности федеральных служб и фонде оплаты труда их работников;

    10.8. вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов и другие документы, указанные в пункте 5.1 настоящего Положения;

    10.9. дает поручения подведомственным Министерству федеральным службам и контролирует их исполнение;

    10.10. отменяет противоречащие федеральному законодательству решения подведомственных Министерству федеральных служб, если иной порядок отмены решений не установлен федеральным законом;

    10.11. назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей подведомственных Министерству федеральных служб заместителей руководителей федеральных служб, руководителей территориальных органов федеральных служб;

    10.12. представляет в установленном порядке работников Министерства и находящихся в ведении Министерства федеральных служб, других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации;

    10.13. издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства - приказы ненормативного характера.

    11. Финансирование расходов на содержание Министерства финансов Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

    12. Министерство финансов Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца и счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    13. Место нахождения Министерства финансов Российской Федерации - г. Москва.


    Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении