Юридический справочник

Познание. Конспект занятия по экспериментированию на тему "воздух" в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Про воздух...

Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если он загрязнен.

Чистый воздух - одно из главных богатств природы. К сожалению, из труб заводов и фабрик в воздух попадают вредные вещества и он загрязняется. Такой воздух опасен для людей, растений, животных. На заводах и фабриках должны работать установки, которые улавливают вредные вещества.

Отгадай загадку. Напиши отгадку.

Чего в комнате не видишь,
а жить без него не сможешь?
Ответ: Воздух

Придумай и запиши свою загадку о воздухе.

Он прозрачен, невесом, кто же это? Воздух он!
Без него нельзя прожить и минуты? Ответ: Воздух
Нужен всем живым существам на нашей планете. Ответ: Воздух
Деревья очищают, а человек загрязняет? Ответ: Воздух

Отметьте красным карандашом то, что загрязняет воздух, зелёным - то, что не загрязняет. Объясните свое решение.
Ответ:
Красным карандашом отметили фабрики и заводы, которые загрязняют воздух вредными веществами, а так же весь транспорт (автобус, грузовик, легковой автомобиль, мотоцикл), который работает на бензине и с выхлопными газами выбрасывают в воздух несколько очень вредных веществ.
Зелёным карандашом отметили экологически чистые средства передвижения - лошадку с санями, самокат, велосипед, роликовые коньки. Трамваи и троллейбусы, которые работают на электричестве, при этом никаких вредных выхлопных газов не образуется и воздух остается чистым.

Здесь помести одну или две из своих фотографий, показывающих удивительную красоту неба. Можно вырезать фотографии из журналов или сделать распечатку из Интернета. В подписи к фотографиям постарайся передать те мысли и чувства, которые возникают у тебя при наблюдении за небом.


Я люблю смотреть на небо, на прекрасные белые пушистые, как будто сладкая сахарная вата, облака. Глядя на них, фантазировать, представлять, на какое животное они похожи. Очень красиво небо, когда, после дождика, появляется радуга, и из-за тучек проглядывает ласковое солнышко.

Класс: 2

Цели:

  • познакомить учеников с богатством природы – водой, ее некоторыми свойствами;
  • прививать навыки здорового образа жизни;
  • учить наблюдать, делать выводы, обобщать;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков, «Тесты к учебнику для 2 класса» А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова; схемы: загрязнение воздуха, три состояния воды; диаграммы: состав воздуха, соотношение соленой и пресной воды на Земле; карточки со словами для составления предложения; фотографии с изображением красоты воды, запись на аудиокассете: шум ручья, моря.

ХОД УРОКА

– Каждый из нас получает в дар от природы удивительную вещь – организм, который хорошо умеет приспосабливаться к окружающей среде. Люди, порой, не ценят то, что дается даром. Например, здоровье. Сама мать природа позаботилась о нас, создав бесплатных докторов, помогающих сохранить наше здоровье. Об одном из таких докторов мы говорили на прошлом уроке. Что это за доктор? (Доктор Воздух)
Чистый воздух – одно из главных богатств природы. Может ли человек прожить без него?
(Человек не может прожить без воздуха и трех минут.)

Проверим домашнее задание в тетрадях.

Тест № 37. (Ответ: воздух – часть неживой природы.)
Тест № 39 (Ответ: воздух нельзя увидеть)

Продолжите мое высказывания:

  • «Воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать, если… (резко взмахнуть рукой, быстро побежать, если дует ветер, а ветер это движение воздуха.)
  • Невидимку можно услышать, если … (взять игрушку с пищалкой, нажать на нее. Из игрушки выходит воздух через маленькое отверстие, вот и раздается писк)

– Перечислите свойства воздуха. Какой он? (Бесцветный, прозрачный, занимает все пространство, упруг и сжимаем)
– Что входит в состав воздуха? (Азот, углекислый газ, кислород, пары воды)

Во время ответа ученика учитель выстраивает диаграмму на доске:

– Какой самый важный газ воздуха человек использует для дыхания? (Кислород)
– Человек вдыхает… (кислород) , а выдыхает … (углекислый газ)
– Чтобы в нашей комнате был чистый свежий воздух, с большим количеством кислорода, что необходимо делать?
– Вспомним стихотворение, которое мы выучили на прошлом уроке.

Чтоб здоровье было в норме
Надо воздух освежать.
И проветривать почаще,
Пыль почаще протирать.

На доске схемы: проветривание, влажная уборка

– Какие советы давал нам доктор Воздух для укрепления здоровья? (Нужно больше гулять на свежем воздухе, спать с открытой форточкой, закаляться, принимая воздушные ванны)

– Сегодня для вас приготовил вопросы Почемучки Максим.

  • Что находится в стакане? (в руках держит стакан) (Воздух)
  • Что такое сквозняк и надо ли его бояться? (Если дети не могут самостоятельно ответить, то Максим дает правильный ответ: Если в помещении открыта одновременно форточка и дверь, то возникает сильное движение воздуха. Его обычно называют сквозняком. При сильном сквозняке очень быстро отводится тепло с поверхности тела. Это приводит к быстрому переохлаждению и может вызвать простуду.)
  • Когда мы устраиваем сквозняк, проветривая комнату, чтобы не простудиться, что необходимо сделать? (Выйти из комнаты)

– Дышать загрязненным воздухом вредно. Там, где воздух загрязнен, люди чаще болеют. Слово экологам.

Всему живому нужен чистый воздух. К сожалению из труб заводов и фабрик в воздух попадают вредные вещества и он загрязняется / прикрепляется схема/
Необходимо, чтобы на заводах и фабриках работали специальные установки, которые улавливают вредные вещества
Воздух отравляется выхлопными газами автомобилей /схема/
В машинах вместо бензина нужно использовать газ или электричество. Лучше для здоровья – ездить на велосипеде /схема/
Вредный дым попадает в воздух при сжигании мусора /схема/
Мусор надо не сжигать, а перерабатывать на специальных заводах /схема/

– Ребята, а эта схема что обозначает?

(Надо сажать деревья, потому что они забирают углекислый газ, а дают кислород)

– Спасибо экологам за информацию.
– Как называется наше предприятие в деревне Губино, где изготавливают воздухоочистительные установки? (Эковент)
– Молодцы, многое вы уже знаете о воздухе.

Физминутка

Вы, наверное, устали?
Ну тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем:
Раз, два, три, четыре, пять.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

– Сегодня мы познакомимся с еще одним доктором, который помогает нам сохранить свое здоровье. Это доктор Вода. Может ли человек, животное, растение прожить без воды? Слово биологу.

Человек без воды может прожить не больше 5 дней. Организм человека, в том числе мозг, кровь, больше на половину состоит из воды. Если человек весит 70 килограммов, то в нем 50 килограммов воды, или 4 ведра.
Чтобы хорошо себя чувствовать, человек в сутки должен выпивать около трех литров воды.
Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов.
Если бы не было воды, не было бы ничего живого.

На доске карточка со словами

– Вы, наверное, догадались, что у меня в стакане? (Вода)
– Воду можно перелить в банку и обратно. (Учитель демонстрирует.)
– Почему? (Она текуча. Вода – жидкость.)
– Всегда ли она жидкая?
– Вода может находиться в трех состояниях и первое из них – жидкое.
– Если нальем воду в блюдце и поставим в морозилку. Что произойдет? (Замерзнет, превратится в лед) Лед – это вода в твердом состоянии.
– Летом вы наверняка наблюдали картину: прошел дождь, образовались лужи. Выглянуло солнце, и лужи высохли. Куда делась вода? (Испарилась) Мы говорим, испарилась, то есть превратилась в пар – крохотные капельки, такие маленькие. Что их и не видно. Это газообразное состояние воды.

В процессе объяснения учитель на доске выстраивает схему:

– Повторим три состояния воды (Твердое, жидкое, газообразное)
– Вода в природе – это море, река… Продолжите (океан, лужа, ручей, родник, дождь)

Если дети что-то не назовут, то учитель загадывает загадки:

    Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь.)

    Зимой на земле лежал, весной в реку убежал. (Снег.)

    Я – вода, да по воде, же и плаваю. (Лед)

    В огне не горит, и в воде не тонет. (Лед)

    Похож я с виду на горох,

    Где я пройду – переполох. (Град.)
    И не снег, и не лед,

    А серебром деревья уберет. (Иней)

    Заря-зареница
    По миру ходила,
    Слезу уронила.
    Месяц видел,
    Солнце скрыло. (Роса)

    Молоко над речкой плыло,
    Ничего не видно было,
    Растворилось молоко,
    Стало видно далеко. (Туман)

    Белая простыня
    По небу плыла. (Облако)

Вопрос Почемучки: Что общего и в чем разница между облаками и туманом? (И облака, и туман состоят из мельчайших капелек воды. Разница между ними заключается в том, что облака образуются высоко над землей, а туман – над поверхностью земли)

– Воды на земном шаре много, об этом мы говорили, рассматривая глобус. Но в морях и океанах вода какая? (Соленая). А человеку необходима пресная вода, которая содержится в реках и озерах. А ее не так и много. Рассмотрим соотношение воды на диаграмме.

Большая часть на нашей планете – соленая вода, и совсем небольшая часть – пресная вода. Поэтому с водой нужно обращаться бережно, не тратить напрасно, не забывать вовремя закрывать кран.
– Можно пить воду сразу из под крана? (Нет, она не совсем чистая, надо пить отфильтрованную воду или отстоявшуюся и кипяченую)

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым, трубочистам
Стыд и срам,
Стыд и срам.

– Из какого произведения этот отрывок? (К.И.Чуковский « Мой до Дыр»)
– Для чего моется человек? (Вода очищает кожу, смывая с нее грязь, пот и болезнетворные микробы)
– Почему плохо быть грязнулей? (Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши – человек плохо слышит. Грязная кожа – организм плохо дышит. Грязные руки – появляются глисты)
– Правильно, чистота – залог здоровья.
– Повторяйте за учителем все хором стихотворение, которое возможно слышали от мамы в детстве:

Водичка, водичка.
Умой мое личико.
Чтоб глазки блестели.
Чтоб щечки краснели.
Чтоб смеялся роток.
Чтоб кусался зубок.

– Послушаем советы доктора Вода. (Ребенок перечисляет советы)

  • Раз в неделю мойся основательно.
  • Утром после сна мой руки, лицо, шею, уши.
  • Каждый день мой ноги, руки перед сном.
  • Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездке в транспорте.
  • Если хочешь быть здоров – закаляйся.

– Закаливание водой можно начать с обтирания или обливания. Для первого обливания температура воды должна быть 33 градуса. Через день снижай температуру на один градус. После обливания хорошо разотри тело сухим полотенцем. А обтирание проводят смоченным полотенцем. Полезен для организма контрастный душ, то есть поочередное обливание то теплой, то холодной водой. Летом закаливает купание в реке, море.

Физминутка

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно,
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег,
Обтерлись полотенцем
Так, чтоб каждый был сухой
И отправились домой.

– Зачем мы должны мыться, закаляться? (Чтобы быть здоровым). Значит вода – это здоровье. (Учитель устанавливает карточку)

здоровье

– А еще вода – это помощник.

помощник

– Об этом расскажет нам Ульяна.

Вода – друг и помощник человека. Она удобная дорога. По рекам, океанам ходят лодки и корабли. Без воды не могут работать заводы и фабрики. Например, для изготовления одного килограмма бумаги нужно 250 килограммов воды. На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество.

– Откройте учебник на странице 42, на последней картинке изображена гидроэлектростанция. Рассмотрите схему, которую нарисовал Сережа на странице 43. Прочитайте первое задание под схемой. (Объясни, что хотел показать Сережа своей схемой? – Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку. Нельзя это делать.)
– Чтобы вредные вещества с заводов и фабрик не попадали в воду необходимо строить очистные сооружения.
– Как еще человек загрязняет воду? (Бросает мусор, моет машины)
– Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая, например, на нашей Размывке? (Не бросать мусор, собрать мусор на берегу) Надеюсь, вы так и будете поступать.
– А вы знаете, что с повышением температуры в воде резко уменьшается содержание кислорода, а без него не могут жить ни рыбы, ни растения. Вот почему так важно следить за тем, чтобы в реки не попадала теплая вода с фабрик, заводов, теплоэлектростанций.
– Послушаем стихотворение-загадку, где вы должны досказать последнее словечко.

Ученица читает стихотворение.

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы.
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы скажем прямо
Человеку умирать.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели;
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без … (воды)

– Ребята, а вы любите отдыхать у воды? Почему? (Учитель раскрывает фотографии, на которых запечатлены ручей, озеро, водопад, море…)
– Все воды прекрасны. Тихие пруды и озера, реки и заводи. Они ласкают взор,
умиротворяют, несут живительную прохладу. Можно часами любоваться многоцветием, изменчивостью воды. Воды не только видимы, но и слышимы. Они создают музыку планеты.

(Звучит шум ручья, моря)

Вода – это красота.

красота

– Многое мы сегодня говорили о воде. Давайте сделаем вывод из всего сказанного. (Учитель обращает внимание детей на предложение, которое было составлено в течение урока.)

Вода – это жизнь, здоровье, помощник, красота.

– Поэтому как надо обращаться с водой? (Воду надо беречь.)

Выставление оценок.

Домашнее задание: страницы учебника «Про воду» 42-45, тесты № 41,42; по желанию составить рассказ о красоте воды (по своим наблюдениям)


Задачи:
*обучающие – обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, он есть повсюду, подвижность; с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения; с тем, как человек использует воздух (ветер).
*развивающие – развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности.
*коррекционные - поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться; активизировать словарь детей.
*воспитательные – воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, умение работать в группе.

Предварительная работа:
Наблюдения во время прогулки за ветром, облаками.
Изготовление с детьми вееров из бумаги.
Чтение: С.Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»,
Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

Словарная работа:
Прозрачный, упругий, ветер - движение воздуха.
Пособия:
Стаканчики с водой и соломинками, вееры на каждого ребёнка, целлофановый пакет, мячи, воздушный шарик, мыльные пузыри, дудочки, крылатки.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы будем изучать загадочное вещество-невидимку. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками, отгадайте загадку:
Невидимка озорной
Живёт рядышком с тобой,
Он невидим и неслышим,
И куда мы ни пойдём,
Невидимку мы найдём.
Дети: Воздух.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем с ним познакомиться. Где его искать?
Дети: Он везде: и в комнате, и в земле, и в воде.
Воспитатель: А почему мы его не видим?
Дети: Воздух прозрачный, через него всё видно.
Воспитатель: А хотите воздух увидеть, почувствовать? Как же его можно обнаружить, если воздух невидим? Давайте проведём несколько опытов. Я приглашаю вас в нашу лабораторию.

Опыт 1. «В стакане есть воздух»
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 2. «В стакане есть воздух и он невидим»

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

Опыт 3: «Что в пакете?»

Воспитатель показывает детям пустой целлофановый пакет. Что в пакете? (ответы детей). А сейчас? (воспитатель отворачивается, наполняет воздухом пакет, показывает его детям) (ответы детей). Почему мы не видим воздух?

Вывод: воздух прозрачный. Что еще прозрачное? (Оконное стекло, аквариум, очки, лампочка)

Опыт 4. «Воздух – упругий»

Воспитатель предлагает детям поймать воздух в пакет, потрогать его руками. Что чувствуют? (Как будто что-то есть в пакете, пакет проминается, когда на него надавливаешь пальцами, он опять принимает свою форму, когда опускаешь пальцы).

Вывод: воздух упругий. Воздух можно поймать и запереть куда? – в мяч, шар, шину. Пойманный воздух смягчает удар, поэтому им накачивают шины; он заставляет прыгать мяч. Сравнить, как прыгает надутый и не надутый мяч.

Опыт 5. «Воздух находится везде».

Взять комочек земли и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков воздуха.

Вывод: В почве есть воздух.

Взять сухой камень и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков.

Вывод: В камне есть воздух.

Воспитатель. А ещё мы воздух можем почувствовать. Как? (подуем на ладонь). Что получается? (ветер)
Воспитатель: Что такое ветер?
Дети: Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: Давайте мы, сейчас тихо все встанем на физминутку. Она называется «Ветер».
Физминутка «Ветер»
Дует ветер нам в лицо, махи руками в лицо
Закачалось деревцо, руки вверху, наклоны
Ветерок всё тише, тише, приседание
Деревцо всё выше, выше, поднимание вверх на носочках

Опыт 6. «Веер»
А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).
Вывод: воздух чувствуем.

Воспитатель: Где используется ветер человеком?
Дети: Парусные лодки, ветряные мельницы.

Опыт 7 «Мы дышим воздухом».

Убедиться в этом нам поможет стакан с водой и соломка. Вдыхаем воздух через нос, выдыхаем через соломку в воду.
Что видим? – пузырьки. Что это значит?

Вывод: Мы дышим воздухом. И все живые существа на земле дышат воздухом: растения, рыбы в воде.

Воспитатель: Ребята, у меня в руках музыкальные инструменты.

Опыт 8 «Дудочка»
Подуть в дудочку, и она заиграет.

Вывод: Воздух можно услышать. Звук рождается, когда дрожит воздух.

Опыт 9 «Мыльные пузыри»
Попускать мыльные пузыри, воздушные шарики.

Вывод: Мыльные пузыри и воздушные шарики легко летают – воздух лёгкий.

Воспитатель: Вдохните носиком воздух. Чем он пахнет?
Дети: Воздух запаха не имеет.
Воспитатель: Вдохните ртом воздух. Какого он вкуса?
Дети: Воздух вкуса не имеет.

Подведение итогов

Какие свойства воздуха вы сегодня узнали?
(Невидимый, прозрачный, упругий, лёгкий, его можно услышать)
Где можно встретить воздух?
Почему мяч прыгает?
Почему мы не видим воздух?
Что такое ветер?

Воспитатель: Дети, вот мы и познакомились с воздухом-невидимкой. Мы с вами позже ещё узнаем:
* Почему бывают волны на море, на реке?
* Почему летают птицы, самолёты, ракеты и не падают?
* Воздух бывает холодным, тёплым.
* Воздух бывает чистым, грязным. От чего это зависит?
Вы хотите об этом узнать? Тогда до встречи в нашей лаборатории!

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮна тему:«Воздух» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Цель : Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Задачи:
1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.

4. Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах (группах), преодоление боязни тактильного контакта.

5. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.

Интеграция образовательных областей;

Социализация (совместная деятельность)

Коммуникация (продуктивный диалог)

Здоровье (физ. мин.)

Познание (ФЦКМ, конструирование)

Труд (уборка своего места)

Предварительная работа:
наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека

Оборудование:
оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, свистулька, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, мыльные пузыри по количеству детей, игрушка резиновая, корочки апельсина,листы бумаги по количеству детей
Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Я предлагаю вам начать наше занятие.

Для этого нам нужно пройти на ковер.

Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!!!

В: теперь присаживайтесь на подушечки.

Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)

Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)

Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

Вы знаете сколько человек может прожить без еды?, А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).

Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
- Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.

В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество - внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)

В: Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно здесь узнать

В: Итак, начнем наши опыты:

Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией?
(одевает халат, шапочку, очки).

А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.

Правила
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.

Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

В: Итак, начнем наши опыты:

Восп: Давайте вдохнем воздух через нос в грудь, чувствуете, как он заполнил наши легкие, а теперь выдохнем его через рот. Так происходит газообмен нашего организма и окружающей среды. А как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?

(Ответы детей)
Восп: Давайте проверим, правда это или нет! Я приглашаю пройти вас в нашу лабораторию.

Эксперимент №1 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

Дети проделывают эксперимент - берут трубочку, опускают один конец в воду, а в другой дуют. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда в выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Восп: А что такое воздух? (это то, чем дышат люди и все живое)

Восп: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз. Я воздуха не вижу, а вы видите воздух? (ответы детей – нет, не видим) А почему? (ответы детей – потому, что он не видимый)

Восп : Давайте попробуем доказать, что воздух есть, хоть мы его и не видим.

Э ксперимент №2 «Как поймать воздух?»

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Давайте отметим на мольберте карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».

Эксперимент №3 «Чувствуем воздух»

Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (воздух, холодок).

А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха).

Вывод: обнаружили воздух - почувствовали его

Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да)

А кто считает по-другому?

При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки).

Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.

Посмотрите, на следующую модель, нарисовано «ухо» , на какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?»

Эксперимент №4 «Слышим воздух»

Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух коллеги? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. На модели, какой следующий значок? «Нос». Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?

Эксперимент №5 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Я вас приглашаю на ковёр, вначале мы должны подготовиться к эксперименту, для этого необходимо сделать специальные дыхательные упражнения.

Я предлагаю вам взять пёрышки, положить на ладонь, что необходимо сделать? Подуть. Сделайте глубокий вдох и сильно выдуйте его на пёрышко. Чтобы ваше пёрышко улетело дальше всех, как нужно подуть? Сильно.

Проводиться упражнение.

А теперь я вам предлагаю положить ваши пёрышки и взять в руки султанчики. Как вы думаете, как нужно подуть, чтобы дольше всех двигался ваш султанчик? Дуть нужно также сильно? Нет, необходимо сделать глубокий вдох и медленно выдувать воздух на султанчик.

Проводиться упражнение.

Итак, мы сделали дыхательные упражнения, и теперь кровообращение в головном мозге улучшилось, а значит, мы сможем внимательно сосредоточиться на следующем эксперименте.

Я каждому из вас предлагаю закрытыми глазами ощутить аромат, который я предложу и подумать к какой профессии относиться этот запах, например, хлеб-пекарь. Предложить ароматы: бензин, хлеб, лён, духи, лак, приправа, конфета, порошок, и т.д. Дети стараются угадать по запаху профессию.

Бензин-водитель или автомеханик;

Хлеб - пекарь;

Лён - водопроводчик или сантехник;

Духи - парфюмер;

Лак для ногтей - маникюрша;

Приправа – повар;

Конфета – кондитер;

Земля – агроном;

Порошок – прачка;

Опилки – плотник, столяр.

Молодцы вы совсем справились, а теперь я предлагаю вам последний аромат для всех, закройте глаза, предложить всем аромат яблока. Вы замечательно справились с заданием, и я предлагаю вам съесть кусочек яблока.

Физкультминутка

Дует ветер с высоты,

Гнутся травы и кусты (руки вверх, наклоны)

Вправо – влево, влево - вправо

Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны)

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте (прыжки)

Выше! Веселей! Вот так!

Переходим все на шаг (ходьба)

Вот закончилась игра,

Заниматься нам пора (садятся)

Коллеги я приглашаю вас снова в лабораторию, посмотрите у нас осталась одна модель, что это – «гиря». Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить? Имеет ли вес воздух?

Кто как думаете? Давайте проверим?

Эксперимент №6 «Имеет ли воздух вес?» «Живой пластилин»

Давайте нальем два стакана воды. В первый стакан - чистую воду, во - второй стакан - газированную.

В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко). - Что происходит в первом стакане? Что происходит во - втором стакане?

В первом стакане обычная вода, в ней содержится большое количество кислорода, и пластилин оседает на дно.

Во - втором стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются, и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве).

Верно, коллеги. Вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушны е шары) и пластилин всплывает на поверхность.

Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

Восп: А еще, ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать? Я приглашаю вас сесть за столы. (На столах палитры с разведенной гуашью). Возьмите каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь дуйте на нее в трубочку, создавая любой образ.

Восп : Какие красивые картины у вас получились. Давайте украсим ими нашу группу!

Подведен ие итогов:

А теперь вспомним вместе, что нового мы сегодня узнали о воздухе.
-Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего?

Работа по схемам:
-Сегодня мы узнали
:

Увидели воздух:

С помощью трубочек и ёмкости с водой.

Когда наклонили стаканчик и опустили в воду, увидели пузырьки воды.

Почувствовали воздух;

С помощью шариков, вееров, дули на ладонь.

Услышали воздух:

С помощью бутылочек, баночек.

С помощью шарика.

Воздух имеет вес:

С помощью газированной воды и пластилина.

Воздух переносит запах

С помощью закрытых глаз, смогли по запаху уловить аромат

Итак, коллеги, мы сегодня провели множество экспериментов с воздухом, я предлагаю вам работать в паре и заполнить нашу модель рисунками:

Первая пара рисует, как можно увидеть воздух;

Вторая пара - как почувствовать воздух?

Третья пара – как услышать воздух?

Четвёртая пара – как воздух переносит запах?

Пятая пара – имеет ли воздух вес?

Коллеги, я предлагаю подойти вас и приклеить свои ответы на модель, напротив указанного значка.

Посмотрите на модели: (глаз, руки, ухо, нос, гиря) и давайте их заполним.

Воспитатель : - Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и интересного. Мне с вами было сегодня так весело, можно в память о нашей встрече, я вам, подарю маленькие сувенирчики? Подарки -мыльные пузыри.

Про воздух...

Ответы к стр. 48 - 49

1. Вспомни, что такое ветер.

Ветер - это движущийся воздух. Земля в разных местах по-разному нагревается солнечными лучами. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.

2. Отчего загрязняется воздух?

Из труб заводов и фабрик, из выхлопных труб автомобилей в воздух попадают вредные вещества и он загрязняется.

  • Продолжи мысль:
    Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если... резко взмахнуть рукой или наклониться; побежать; когда дует ветер, открыть окно, включить вентилятор.
  • Используя рисунок, расскажи о значении воздуха для растений, животных, человека.

Воздух нужен людям, растениям и животным, чтобы дышать, а значит - жить.

  • Рассмотрите фотографию и схему. Попробуйте объяснить, отчего загрязняется воздух, на что это влияет, как защитить воздух от загрязнений.

Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимо небольшое количество углекислого газа. Он необходим для процесса дыхания, кровообращения. Но если углекислого газа в воздухе больше допустимой нормы, это может навредить организму человека. Кислород мы получаем из воздуха, которым дышим. Выдыхаем мы углекислый газ. То же самое происходит у животных и растений. А вот для питания растениям требуется углекислый газ, который они получают из воздуха, а выделяют кислород. Таким образом, поддерживается постоянный состав воздуха.
Но человек вмешивается в этот баланс и нарушает его своей деятельностью. Вырубая леса, мы уменьшаем количество кислорода. И ещё больше углекислого газа становится из-за того, что трубы фабрик и заводов выбрасывают его в атмосферу целыми облаками. Баланс необходимого соотношения кислорода и углекислого газа в воздухе нарушается. Это вредит не только нашему здоровью, но и всей планете.
Чтобы промышленные предприятия не загрязняли воздух, на них надо ставить очищающие установки.

  • Узнайте, что делается для охраны чистоты воздуха в вашем крае.

В нашем городе расположены два экологических поста, которые занимаются мониторингом состояния окружающей среды, в том числе фиксируют превышение допустимой концентрации вредных веществ в воздухе.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении