Юридический справочник

Конспект занятия ффн для детей дошкольного возраста. Конспект занятия по логоритмике в старшей логопедической группе с ффн «путешествие в зимнюю сказку» - конспекты занятий - каталог статей - логопед дома. Повторение ранее изученного материала

Тема : Автоматизация звука «л» в словах, предложениях, связной речи

Цели:

    автоматизация звука «л» в словах, предложениях, связной речи.

    развитие общей и артикуляционной моторики

    развитие просодической стороны речи

    развитие фонематического слуха и восприятия.

    воспитание самоконтроля за речью детей.

    развитие наблюдательности.

    воспитание любви к природе, спорту.

1. Развитие мелкой моторики .

Сделали «окошечко».

Выглянули в окошечко

Осень! Холодно!

Наденем перчаточки,

Пальчики поздоровались

Решили поиграть в прятки.

Убежали. Спрятались.

2. Массаж

3. Работа над просодической стороной речи .

«Игры для Тигры».

4. Артикуляционная гимнастика для звуков Л – Р.

«Качели»

Мы качались на качели,

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Язычок, не ленись!

Подбородок доставай

И про нас не забывай!

«Стрелочка»

Раскрывай пошире рот

И тяни язык вперёд.

Раз, два, три, четыре, пять –

Стрелку будем выполнять.

«Маляр»

Давайте покрасим скорей потолок!

Назад и вперёд, назад и вперёд!

5. Гимнастика язычка. (Тигра)

6. Звук «Л» в словах

Назови картинки. На каком месте находится звук.

Назови животного.

Назови школьные принадлежности.

Назови инструменты.

7. Звук «Л» в предложениях .

Дидактическая игра «Один – много».

Назови цветы.

Давай составим предложение.

Лала нашла ландыши.

7.1Какие виды спорта ты знаешь со звуком «Л»? (Футбол, лыжи).

«Рифмушка»

Футбол – гол (сочини маленькое стихотворение с этой рифмой)

Я играл сейчас в футбол

И забил случайно гол.

Что нужно лыжнику? (лыжня, лыжи, лыжная палка).

9. Закрепление звука «Л» в тексте.

Наступила долгожданная зима. Пушистый снег хлопьями падает на луга. Солнечные дни редки. В субботу состоялся массовый пробег на лыжах. Наш класс пошел на лыжню. Первым пришел Аллан. На финише его ждали Изабелла и Володя. А Лала отстала, у неё сломалась лыжная палка.

А можно кататься на лыжах не только зимой.

Послушай стихотворение.

Смелый лыжник улыбался:

Плыл на лыжах и смеялся!

Как же он на лыжах плыл?

Это водный лыжник был!

Выучить это стихотворение дома.

Смелый лыжник улыбался:

Плыл на лыжах и смеялся!

Как же он на лыжах плыл?

Это водный лыжник был!

Дата публикации: 12.12.15

Цель: Закрепить правильное произношение звука л в словах и предложениях.

Задачи:

1. Образовательные:

Закрепление навыка правильного произношения звука л в словах и

Предложениях;

Обогащение и активизация словаря детей;

Упражнять детей в пространственных отношениях.

2. Развивающие:

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза, умение определять позицию звука в слове, умение делить слова на слоги;

Развитие связной речи;

Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, наглядно – действенного мышления;

Развитие мелкой моторики рук.

3. Воспитательные:

Воспитывать сознательность, дисциплинированность, усидчивость, активность.

Умение слушать товарища, соблюдать в беседе очередность.

Оборудование:

Дидактический материал:

Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением комнаты, стеллажа с предметами; схемы, для пересказывания рассказа;

Раздаточный материал: карточки с заданиями

Игрушки: колобок, заяц.

Речевой материал: стихотворения, скороговорки.

^ Ход занятия

Использованы декорации лесной поляны.

Дети входят в муз зал, приветствуют всех гостей.

Дети.Здравствуйте!

Логопед. День сегодня необычный,

Удивить хочу я вас.

В путешествие большое,

Мы отправимся сейчас.
Логопед. Вносит из- за домика игрушку- колобка.

Прикатиллся колллобок,

Кругллый, глладкий его бок.

В гости нас он пригллашает,

Удивить всех обещает.

Ребята, какой звук в это стихотворении я выделяла больше, чем другие?

Дети. Звук л.

Логопед. Правильно, звук л. Сегодня мы вместе с коллобком повторим звук л. Давайте все вмести произнесём звук л.

Дети. Л- л- л

Логопед. Как правильно произносится звук л.

Дети. Губы в легкой улыбке, зубы видны, разомкнуты,

Кончик языка упирается в верхние зубы

Логопед. Правильно, молодцы.

Катится колобок к своему домику, дети идут вслед за ним.

Логопед. Чтобы всё о звуках знать,

Я прошу мне помогать.

В комнату мою пройдите,

И предметы назовите.
Дети садятся за столы, на доске изображение комнаты.

Логопед. Ребята, найдите в комнате предметы, в названиях которых есть звук л и назовите их.

Дети перечисляют предметы: пол, потолок, гладиолусы, стол, стул, лампа, полка, клубок, лукошко, платье, елка, вешалка, велосипед, яблоки, пиала, лопатка, кукла, юла, лошадка – качалка, седло.

Логопед. Молодцы! Справились с заданием.

Вот ребята посмотрите,

Здесь стеллаж стоит в углу.

Что лежит здесь – назовите,

Ну, а я вам помогу.
- Катя, назови, что находится на верхней полке?

Логопед. Правильно, на верхней полке лежит юла, кукла, лопата, блокнот.

А кто скажет, что лишнее на полке?

Блокнот.

Логопед. Почему?

Юла, кукла, лопатка - это игрушки, а блокнот относится к школьным принадлежностям

Алёша, что находится на нижней полке?

На нижней полке лежит булка, колбаса, молоко, бокал.

Логопед. А кто скажет, что лишнее на этой полке?

Толя, что находится на второй полке?

На второй полке лежит яблоко, свекла, лук, баклажан.

Яблоко.

Логопед. Почему? (Ответы детей)

Катя, назови, что находится на третей полке?(Вилка, ложка, молоток, половник.)

Логопед. Правильно. А кто скажет, что лишнее на этой полке?

Молоток.

Логопед. Почему? (Ответы детей)

Что находится между яблоком и луком?

Дети. Между яблоком и луком лежит свекла.

Логопед.

Что находится слева от куклы и над яблоком?

Дети. Слева от куклы и над яблоком лежит юла.

Логопед.

Что находится под луком и справа от ложки?

Дети. Под луком и справа от ложки лежит молоток.

Логопед.

Что находится между булкой и молоком?

Дети. Между булкой и молоком лежит колбаса.

Логопед.

Что находится под половником и справа от молока?

Дети. Под половником и справа от молока стоит бокал.

Логопед.

Что находится между куклой и блокнотом?

Дети. Между куклой и блокнотом лежит лопатка.

Логопед. Молодцы, ребята! Справились с этим заданием.

Есть ещё игра такая,

« Назови - наоборот »

Колобок вам начинает,

А кто слово подберёт.

Подбор антонимов

Логопед. Волшебник бывает добрый, а бывает…

Дети. Злой. Волшебник бывает добрый, а бывает злой.

Логопед. Волк бывает сытый, а бывает…

Дети. Голодный. Волк бывает сытый, а бывает голодный.

Логопед. Лошадь бывает черная, а бывает…

Дети. Белая. Лошадь бывает черная, а бывает белая.

Логопед. Бокал бывает пустой, а бывает…

Дети. Полный. Бокал бывает пустой, а бывает полный.

Логопед. Волосы бывают темные, а бывают…

Дети. Светлые. Волосы бывают темные, а бывают светлые.

Логопед. Человек бывают пожилой, а бывает…

Дети. Молодой. Человек бывают пожилой, а бывает молодой.

Логопед. Яблоко бывают зелёное, а бывает…

Дети. Желтое. Яблоко бывают зелёное, а бывает желтое.

Логопед. Клоун бывают грустный, а бывает…

Дети. Веселый. Клоун бывают грустный, а бывает веселый.

Логопед. Молоко бывают горячее, а бывает…

Дети. Холодное. Молоко бывают горячее, а бывает холодное.

Логопед следит за речью детей.

Молодцы, ребята, правильно и быстро ответили на все вопросы.

Логопед. А теперь, куда ты нас поведёшь?

Логопед. Клоун в гости нас зовет,

В лабиринт нас поведёт.

Верный ход себе найди,

И предметы собери.

Раздаю детям схемы лабиринта и предлагаю карандашом прочертить путь клоуна к болонке.

Что вы собрали по дороге, расскажите?

Дети. Клоун нашёл скакалку…(колпак, балалайку, флажок, глобус, факел, скакалку, хлопушку, лупу, голубя, улыбку, колбасу, метлу)
Логопед. Спасибо. Помогли всё собрать клоуну.

Дети выходят из – за стола и идут вслед за колобком.
Логопед. А теперь я вас ребята,

В гости поведу к зайчатам. (Под ёлкой сидят зайчата и держат в лапах

Листы с заданиями)

Вот проказники какие,

Все фигурки поделили.

Мы же соберём картинку

Найдём каждой половинку.
Логопед. Скажите, половинки каких предметов спрятали зайцы?

Дети. Половинку луны, половинку яблока (лампочка, ёлка, лупа, лопатка, бутылка, яблоко, луна, лук, бокал, юла, лавка)
Логопед. Ребята, пойдёмте с Колобком дальше гулять по лесу
Ой, ой, ой я на что - то накатился и наколол себе бок (достаёт из под ноги

Массажный шарик)

Это что за ёжики на тропинки лежат? Вы не знаете? А что с ними делают?

Ложем ёжик на ладошку,

И помнём его немножко.

Дети выполняют массаж рук и пальцев, проговаривают попеременно чистоговорки.
Ла – ла – ла - вот юла.

Лу – лу – лу – подарили мне юлу.
Лола долго лопотала,

Лопотать она устала.

Уложили Лолу спать.

Хватит Лола лопотать.
Слава молотком стучал,

Гвозди в стену забивал.

Молодцы, ребята все постарались правильно произнести звук Л.

Логопед. Вот смотрите в чистом поле,

На дороге стоит поезд.

Приключилась здесь беда,

Пассажиры все смешались,

Разбежались кто – куда.

Нам помочь им нужно срочно,

Посадить в вагоны точно.

Может же беда случиться,

Волк наступит на клопа

Что же будет с ним тогда?
В первом вагоне поедут животные, птицы, насекомые которые начинаются со звука Л, со звуком Л в середине слова – в средний вагончик, со звуком Л в конце слова – в последний вагон.

Дети поочередно выходят и расставляют картинки по вагонам.

Картинки с изображением: осел, ласточка, блоха, белка, пчела, дятел, слон, галка, волк, лось, клоп, голубь, лошадь.

Помогаю детям, если затрудняются. Прошу повторить несколько раз. Молодцы!

Логопед. Ну, а в этом вот составе,

Слова делим по составу.

Ты картинки собери,

И на слоги подели.
Прибыл грузовой поезд, загружаем багаж

Сколько в нем составов? (четыре)

В первом вагоне поедут предметы, в названии которых один слог, во втором – 2 слога, а третьем – три …..

Логопед. На весёлой, на лужайке,

Весел бежит река.

Ну, ребятушки вставайте,

Разомнёмся быстренько. (поплаваем на лодочки)

Сели в лодку и поплыли

Весла в руки взяли

Спинку прямо, руки шире,

Чтобы не устали.

Логопед.

Цепочку слов волшебную,

Ты в звенья собирай.

И буквою последнею

Ты слова подбирай.
Дети собирают цепочку слов по последним звукам слов – картинок…
Логопед.

Нам Волшебник шлёт письмо,

Все запутано оно.

Вы должны здесь все исправить,

Правильно слова поставить.
Зачитываю детям неверное предложение, ребёнок на слух старается исправить ошибку.

На луне небо.

Мама сделала свеклу из салата.

Холодильник в колбасе.

На платке голова.

Калач съел Славу.

Яблоко выжало сок из Милы.

Волны плывут по лодке. Молодцы!

Логопед.

Вот у нас лежат картинки

Ничего в них не пойму.

Стрелочки здесь как паутинки

Кто к кому, и что к чему.

Опираясь на картинки, пересказывает текст.

« Салат », « Клавина кукла », « Мила в гостях ».
Логопед.

Очень долго я катился,

И немного притомился.

Вы порадуйте мне душу,

Дайте мне стихи послушать.
Чтение стихов
Логопед.

Посмотрите здесь ребятки

Вашим пальцам физ. зарядка.

Спички эти вы возьмите,

Примененье им найдите.
Из предложенных картинок, выберите предмет, в названии которого есть твёрдый звук Л.

Логопед. Ну вот, Колобок, наше занятие подошло к концу, понравилось тебе и что мы скажем о наших ребятах.

Молодцы у нас ребята.

Ловкие, умелые.

Дружные, весёлые, быстрые и смелые.

И я тоже научился вместе с вами произносить звук Л.

За это я вам даю сладкие и круглые колобки.
Дети. Спасибо, колобок. До свидания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение Детский сад «Солнышко»

Конспект

индивидуального логопедического занятия

для ребёнка старшего дошкольного возраста с ФФН

Тема: «Поможем звукам [C] и [ Ш ]» (дифференциация [С] - [Ш] в словах)

Составила:

учитель – логопед

О. А. Кустова

Тамбовская область, р. п. Мордово

Цель: дифференциация и закрепление правильного произношения звуков [С] - [Ш] в словах.

Задачи :

- коррекционно - образовательная : закрепить знания о звуках [С] - [Ш], их правильной артикуляции;

- коррекционно - развивающие: развивать фонематического слуха, мелкую моторику, внимания и мышления; развивать умение заменять существительные местоимениями, указывающими на род предметов;

- коррекционно - воспитательная: формировать контроля за собственной речью.

Оборудование: 6 разрезных картинок (свеча, стул, скакалка, шапка, шарф, шарик), палочка с кругом; счётные палочки; плоскостная фигура поезда, картинки с пассажирами, в названиях которых звуки С и Ш; игра «Он – она – оно – они»; магнитная доска с изображением двух домов (на крыше одного картинка – суслик, а на крыше другого картинка – змея), картинки на магнитах с изображением жильцов, в названиях которых есть звуки С и Ш; три домика из блочного конструктора; раскраски с изображением букв С и Ш.

Ход занятия .

1. Организационный момент .

Учитель - логопед и ребёнок располагаются за столом.

В стране звуков сегодня что – то произошло. В беду попали два звука. Ты хочешь узнать, каким звукам нужно помочь? (ответ ребёнка) Для того чтобы это узнать нужно выполнить задание.

Игра «Найди половинку». Ребёнок складывает картинки, называет получившиеся предметы (шапка, шарф, шарик, свеча, стул, скакалка)

2. Введение в тему занятия .

Молодец, назови какие первые звуки в этих словах (С и Ш) . Да, верно, как ты уже догадался в беду попали звуки С и Ш. Я предлагаю отправится на помощь этим звукам, согласен? (ответ ребёнка) . Но для того чтобы помочь этим звукам, сначала надо вспомнить, что ты о них знаешь.

3. Анализ артикуляции звуков [С] - [Ш].

Твой ротик – это домик где живут разные звуки. В нём два этажа, первый этаж – это нижние зубы, второй этаж – верхние зубы. Скажи, за какими зубками, на каком этаже живёт звук [C] (ответ ребёнка). За какими зубками живёт звук [ Ш] ? (За верхними). Значит звук [Ш] живёт на каком этаже?(На втором этаже).

4. Основная часть

Давай, мы потренируем твой язычок. Смотри, какая у меня палочка, как дирижер управляет с помощью палочки оркестром, так и я с помощью этой палочки буду управлять твоим язычком. Как только я покажу палочку кружочком вверх, ты будешь произносить, какой звук? (Звук Ш) . Если я опушу кружок вниз, то ты произносишь, какой звук? (Звук С) . Итак, будь внимательным. Игра проводится 20 – 30 секунд .

Твой язычок стал послушным? (Ответ ребёнка) . Внимательно меня послушай и повтори: чок - чок – чок, стал послушным язычок (ребёнок повторяет чистоговорку) . Вот теперь мы смело можем отправиться на помощь попавшим в беду звукам.

Учитель - логопед и ребёнок встают из – за стола.

Страна звуков волшебная и попасть в неё нам тоже поможет волшебство. Давай закроём глаза. Вокруг себя ты повернись и в стране звуков окажись.

Логопед и ребёнок подходят к столу .

В стране звуков от одной станции к другой движется волшебный поезд. Едет он по железной дороге. Но посмотри, что, же здесь произошло? (Сломаны рельсы). Давай отремонтируем испорченный участок железной дороги.

Ребёнок из счётных палочек выкладывает железную дорогу.

- Молодец, теперь дорога в порядке. Только, смотри, вагоны поезда пусты, а пассажиры стоят на станции и не знают, в какой вагон им нужно сесть. Помоги им выбрать нужный вагон. В первом и во втором вагонах поедут пассажиры, в названиях которых есть звук [C], а в третьем и четвёртом, те, в названиях которых слышится звук [Ш] (ребёнок выполняет задание, логопед контролирует и при необходимости помогает) .

Пассажиры разместились по местам, на станции остался, только один медведь, его зовут Саша. В его имени слышится и звук [С] и звук [Ш] Как, ты думаешь, куда его нужно поместить, кем он будет? (Он будет машинистом) . Мы помогли пассажиром на этом станции, отправимся на следующую, там тоже нужна помощь. Поезд увёз пассажиров, а мы отправимся пешком.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем весело шагать,

Будем весело шагать,

Раз, два, три, четыре, пять,

Руки вверх, руки вниз,

И станции мы добрались.

Движения в соответствии с текстом.

Логопед обращает внимание ребёнка на вторую станцию.

Пассажиры на этой станции просят помочь им разместиться по домикам. В первом домике должны быть те жильцы и предметы, про которые мы можем сказать «она», во втором – те, которые можем назвать словом «он», в третьем, те о чём можем сказать - «они», а в последнем домике размести, то о чём можно сказать «оно». Ребёнок размещает картинки по домикам.

Молодец. Смотри, эти пассажиры вышли на своей станции, но тоже не могут понять, кто в каком из этих домов будет жить. Смотри на крыше этого домика кто? (Змея) . Что она умеет делать? (Змея умеет шипеть) . Да, змея шипит, [Ш] её любимый звук, значит в этом домике будут жить те жильцы, в названиях которых есть звук [Ш]. На крыше этого дома изображён кто? (C услик) . Какой любимый звук у него? (Ответ ребёнка ). Суслик у нас дружит со звуком [С], значит, кого мы поселим в его домик? (Жильцов в названиях, которых есть звук [С]). Ребёнок называет жильцов, определяет, какой звук есть в название, и помещает картинки в нужный домик.

Молодец, вот мы и помогли навести порядок в стране звуков. Нам пора возвращаться в детский сад. Давай закроем глаза. Вокруг себя мы повернулись, и в детский садик свой вернулись.

5. Итог занятия .

Мы сегодня с тобой в стране звуков побывали, скажи каким же звукам мы помогали? (ответы ребенка) Что тебе больше всего понравилось делать? (ответы ребёнка) Ты сегодня большой молодец, помог звукам [С] - [Ш] и по настоящему с ними подружился. Звуки благодарят тебя за помощь и приготовили для тебя сюрприз - свои портреты. (Раскраски с изображением букв С и Ш).

Конспект подгруппового логопедического занятия

для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «Морское путешествие» .

Логопедическая тема: «Автоматизация звука Р в словах, предложениях, скороговорках».

Лексическая тема: «Море. Морские обитатели».

учитель- логопед высшей квалификационной категории

МБДОУ детский сад "Теремок"

п. Коноша Архангельской области

Цель: формировать умение детей использовать в процессе речевого общения образцы правильной речи на основе интеграции в различных формах и видах деятельности (игровой, познавательной, коммуникативной)

Коррекционно-образовательные:

Коррекционно-развивающие:

Коррекционно-воспитательные:

    автоматизировать звук Р в словах, предложениях, скороговорках;

    продолжать учить давать характеристику звука;

    продолжать учить составлять предложения;

    расширить знания детей об обитателях морских глубин;

    продолжать обучать элементам грамоты: учить делить слова на слоги; определять место заданного звука в слове.

    развивать фонематический слух;

    развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением;

    развивать логическое мышление, память, внимание.

    развивать наблюдательность;

    воспитывать у детей самоконтроль за речью;

    воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: мультимедийная презентация, музыкальный файл Е. Железновой «Краб», цветопузырьковая колонна с рыбками, пособие «Улитка» на звук Р, указка с наклеенным осьминогом, разрезная картинка- пазл с изображением морских обитателей, игрушки и картинки: краб, камешки, ракушки, морские коньки, рыбки, ткань, емкость с песком.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Слайд 1, 2. Логопед: Ребята, посмотрите внимательно на экран. Что вы видите? Логопед: Какой прекрасный и загадочный подводный мир!

А хотели бы вы отправиться в морское путешествие? Почему?

2. Основная часть.

Постановка проблемной ситуации.

Что занимает большую часть поверхности земного шара?

На чем люди могут спуститься на морские глубины?

Каких обитателей морей ты знаешь?

Как называется окно в подводной лодке?

Что необходимо водолазу?

Логопед: На все вопросы вы ответили. Молодцы! Вы готовы к выходу в море.

Постановка правильного речевого дыхания

Логопед:При погружении на морские глубины люди испытывают сильные перегрузки, справиться с которыми можно с помощью дыхательных упражнений.

Вдох через нос. Выдох через рот.

Артикуляционная гимнастика.

«Лошадка», «Грибок», «Качели».

Л: Ребята, а на чем мы отправимся в путешествие? (На корабле).

В слове корабль есть звук, который вы учите, какой? (Да, звук Р).

Итак, мы выходим в море.

Слайд 3. Характеристика звука Р.

Логопед: Дайте характеристику звуку [р]: согласный, звонкий, твердый.

Изучение нового материала с элементами театрализованной деятельности.

Слайд 4. Логопед: Вот мы с вами вышли в море и можем наблюдать обитателей морей и океанов.

Ребята, на чем мы опустимся на морское дно? (Ответы детей).

Л: Для исследования морских глубин был создан батискаф- специальный подводный аппарат.

Слайд 5. Логопед: Для того, чтобы водолазу покинуть подводную лодку, обязательно необходимо специальное снаряжение: гидрокостюм, ласты, маска и ….? (Баллоны с воздухом)

Л: Нужно надеть водолазные костюмы и сесть в батискаф. (Дети имитируют одевание водолазных костюмов).

Слайд 6. Кто из морских обитателей самый страшный хищник? Акула. Логопед: Акула -хищная рыба! Чем питаются хищники? Чем они могут быть опасны.

Слайд 7. Какие морские животные самые умные и добрые? (Дельфины.)

Логопед: Дельфины - млекопитающие, то есть они кормят своих детенышей молоком. Так же как люди.

Слайд 8. Логопед: Как вы думаете, почему рыба - пила получила такое название?

Слайд 9. Логопед: рыба- меч. в чем же сходство у этой рыбы с оружием?

Слайд 10. Рыба- молот.

Слайд 11. Логопед: рыба- игла. Назовите одинаковые признаки для этой рыбы и инструмента для шитья? Рыба - игла (какая?), а игла для шитья (какая?).

Морские обитатели весело играли в море, и мы сейчас с вами поиграем в «Морских животных».

Пальчиковая гимнастика «Морские животные»

Жил да был один дельфин, перед грудью, плавные движения влево - вправо.

Два конька дружили с ним. ладони развернуты вертикально, поочередные движения вверх - вниз.

Приплывали к ним киты, руки сложены накрест, взмахи ладонями.

Раз, два, три, четыре, пять. ладони сложены

Логопед. Отгадайте загадку.

Ты со мною не знаком.

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног -

Вот и весь я…. Д: Осьминог.

Ребята, осьминог - дальний родственник обычной улитке, которая живет в пруду. Осьминог умеет менять цвет - например, по песку пошел - желтый стал, в водоросли попал - зеленым стал. Осьминог любит задавать всем задачи. Хотите их решить?

Игра «Улитка». (Автоматизация звука в словах, зрительная гимнастика).

Логопед: Нужно пройти по улитке, правильно называя слова со звуком Р. (Логопед указкой на конце которой наклеен осьминог, вразнобой показывает на картинки, дети следят глазами за осьминогом и по очереди называют слова, расположенные на пособии «Улитка»).

Игровое упражнение «Узнай по контуру»

Логопед:а сейчас, мы опустимся на самое дно, там темно и исследуем его уже на ощупь. (Логопед приглашает детей к ткани, лежащей на столе. Под тканью в емкости с песком спрятаны обитатели и предметы морей и океанов — игрушки: ракушки, камешки, рыбка, массажный шарик-«морской еж»).Опустите руки «под воду», которую изображает эта ткань, отыщите морских обитателей, попробуйте узнать. (Дети называют предмет, не вынимая рук из - под ткани, после ответа достают и проверяют правильность выполненного задания.)

Посмотрите какие красивые рыбки. (Включается цветопузырьковая колонна с рыбками).

Игровые упражнения:

«Сосчитай рыбок», Какого цвета рыбки», «Куда плывут рыбки».

Сколько всего рыбок? Какие рыбки плывут влево, вправо? Какая рыбка плывет выше, ниже всех? Есть ли одинаковые рыбки?

Логопед. Молодцы вы меня очень порадовали, настоящие исследователи, но нам пора возвращаться на корабль, всплываем, снимаем костюмы (имитируют снятие костюмов).

Слайд 12. Игра «Собери картинку из пазлов».

Л: Ребята, картинка попала в морской шторм и рассыпалась. Нужно собрать ее. Если вы правильно это сделаете, то узнаете, что на ней изображено. (На картинке: конек, краб, звезда, водоросли).

Повторение ранее изученного материала

Игра «Прохлопай слово». Слоговая структура слова.

Л: Отхлопайте в ладоши. Сколько слогов в слове. Вспомним правило: «Сколько в слове гласных столько и слогов». (Дети выбирают слова, изображенные на собранной картинке и отхлопывают их).

Слайд 13. «Где звук?» (Дети определяют позицию звука Р в словах).

Логопед:Посмотрите на картинки, почему на схемах под картинками закрашен квадрат?

Слайд 14. Логопед: Посмотрите внимательно на схемы, здесь есть какие - то ошибки?

Слайды 15-16. Логопед: в данных схемах нет ошибок? (Дети определяют позицию звука Р в словах).

Мы с вами узнали много нового, интересного, чтобы закрепить наши знания, я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай-ку».

Без чего не бывает моря? (без воды)

Какая самая большая рыба в море? (синий кит)

У кого рот на брюхе? (у акулы)

На каком коньке нельзя покататься? (на морском)

Человек, который работает под водой в специальном костюме? (водолаз)

Родственник улитки? (осьминог)

Родственник рака? (краб)

Логопед: давайте поиграем «с крабом», краб проверит, кто правильно и четко сможет рассказать скороговорку про рака, которую мы выучили.

Упражнение «Слово на ладошке» (Дети стоят в кругу, рассказывают скороговорку, передавая каждое слово на ладошку друг другу).

Скороговорка: «Ехал Грека через реку, видит Грека в реке - рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку - цап!».

(Проверка: если краб не упадет со стола, значит вы рассказали скороговорку без ошибок.)

Физминутка «Краб».

Л: давайте поиграем с крабом.(координация движений в соответствии с музыкой и текстом)

Тема. Звук Ч

Цель: закрепление правильного произношения звука Ч. Анализ и синтез односложных слов типа "кот" (повторение) и двусложных слов типа "ручка". Составление предложений с разделительным союзом "или". Чтение слогов и односложных слов,

Оборудование: предметные картинки на Ч, карточки-схемы слов, тетради, ручки.

1. Организационный этап.

Садятся на свои места дети, которых логопед назовет ласковыми именами: Сенечка, Леночка, Санечка, Томочка, Людочка, затем садятся все остальные.

Детям раздаются картинки, на которых изображены различные предметы (чайник, ключ, мяч, кирпич и т. д). Они четко проговаривают слова, выделяют звук, который встречается во всех этих словах, определяют его позицию.

2. Воспроизведение слоговых рядов:

а) ач - уч - ач - ыч яч - еч - ич - юч уч - оч - ач -ыч юч - яч -ич - еч ыч -оч -уч - ач яч -юч -ич -еч

б) - Произнесите столько раз слог АЧ, сколько услышите хлопков.

3. а) - Прослушайте слова и назовите те из них, которые обозначают:

родственные отношения (дочь, дочка, внучка);

профессии (врач, учитель, почтальон);

растения (ячмень, гречиха, черника);

птиц (рябчик, грач);

б) - какие новые слова образовал звук У? у дача дочка

в) детям раздаются картинки. Задание: измените слова так, чтобы слышался звук Ч:

река - (речка) рука - (ручка) лиса - (лисичка) паук - (паучок)

г) запишите отгадки в клетках схемы:

Течет, течет, не вытечет,

Бежит, бежит, не выбежит. (Речка)

Упадет - подскочит,

Ударишь - не плачет.

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

Ниточка в реке.

д) - правильно произнесите чистоговорку:

Чу-чу-чу - чу-чу-чу -я сейчас зажгу свечу,

Ча-ча-ча - ча-ча-ча -Торит яркая свеча.

Чи-чи-чи - чи-чи-чи -Сели мы вокруг свечи,

Че-че-че - че-че-че -Почитаем при свече!

Ча-ча-ча - ча-ча-ча -Догорела вся свеча.

4. Игра -"Веселая викторина".

На циферблате нарисованы картинки: бочка, удочка, чулочки, кот, мак, лампочка, веточка, ручка.

Логопед предлагает рассмотреть картинки и назвать слова, состоящие из трех слогов. Оставшиеся слова (кот, мак, бочка, ручка) используют для звуко-слого-вого анализа. Далее детям раздаются карточки со слогами. Они читают их, добавляют буквы, чтобы получились слова (ма-к, ко-т, ра-ма и т. д).

5. Игра "Расскажи, что ты хочешь делать?"

На столе у детей лежат конверты с предметными картинками (книга, качели, чемодан, карандаш, печенье). Дети должны самостоятельно придумать действия, которые можно выполнить с этими предметами (в названии действий обязательно должен быть звук Ч) и рассказать, что они хотят делать. Например: "я хочу читать книгу; качаться на качелях; чинить чемодан; точить черный карандаш; печь печенье".

Затем организуется диалог, когда дети, обращаясь друг к другу, задают вопросы типа: "Ты хочешь читать книгу или качаться на качелях?", "Ты хочешь чинить чемодан или точить черный карандаш?"

6. Итог занятия.

Дети рассказывают, чем они занимались на занятии, какие виды работ им больше всего понравились, затем четко произносят звук, который изучали на занятии. В заключение каждый ребенок выбирает себе предмет, который он называет с уменьшительным значением. Обязательным является наличие в слове звука Ч: (платочек, кувшинчик, тетрадочка, шкафчик, шкату-лочка).

Дифференцированная оценка работы детей.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении