Юридический справочник

Конспект занятия по развитию речи «Международный день русского языка. Конспект занятия по развитию речи «Международный день русского языка Всероссийский урок, посвященный Дню русского языка

Департамент образования г. Москвы

ЗОУДО ГОУ д/с 1671 компенсирующего вида

Конспект урока русского языка

«День рождения у куклы»

Составили и провели

Логопед Проскурякова Н.А.

Воспитатель Антропова А.С.

Москва 2009

Програ ммное содержание:

    Закрепить навыки правильного произношения звуков А, У, О, И. Учить выделять(на слух и произносительно) звук А в начале слов. Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память у детей. Активизировать словарь. Воспитывать бережливость, любовь к игрушкам.
Оборудование: игровой персонаж «Кукла», зрительные символы звуков (методика Т.А. Ткаченко), предметные картинки на звук А, картинки «Что забыл художник нарисовать?», угощение для гостей.

Ход занятия.

Логопед: I . Оргмомент. Ребята, вы любите играть? Наши пальчики, язычок, носик, ушки тоже любят играть. Игры с пальчиками («Замок», «Две сороконожки», «У Маланьи»).

II . Повторение. 1.Игра «Закройте глазки и послушайте звуки». Дети (предполагаемый ответ): Бумагой шуршат, бумагу режут, водичка льется, машины гудят и тд. Логопед: 2. «Назовите звук» (показываю зрительные символы звуков А, О, У, И). 3. «Спрятались звуки» (дети показывают зрительные символы, которые висят на стене). 4. «Угадай звук по артикуляции» (без голоса) А, О, У, И. 5. «Звуковой анализ ряда из двух гласных» (по артикуляции, по зрительным символам). Дети (предполагаемый ответ): «АУ» - Машенька в лесу заблудилась; «УА» - ребенок маленький плачет; «ИА» - ослик кричит. Логопед: Сколько звуков в слове «АУ» (УА, ИА)? Назовите первый звук, второй.

III . Знакомство с темой.1.Назовите имена, которые начинаются на звук «А» Дети (предполагаемый ответ): Аня, Алла и др. Логопед: 2.Назовите картинки, на какой звук они начинаются Дети (предполагаемый ответ): Ананас, аист, азбука и тд. Логопед: 3. Загадка. Бьют его, а он не плачет, только выше, выше скачет (мяч). 4. Физкультминутка. Раз, два - прыгай мячик, Раз, два - и мы поскачем, Девочки мальчики прыгают как мячики.

IV . Игра «Кто приехал?»1.Назовите одним словом (папа, мама, брат, сестра) Дети (предполагаемый ответ): Семья

Логопед:

2. Какие праздники бывают в семье?

Дети (предполагаемый ответ): День рождения и тд. Логопед: 3. У кукол тоже бывает день рождения. Имя у куклы начинается на звук А. Как её зовут? Дети (предполагаемый ответ): Аня, Аннушка. Логопед: 4. Кукла Аня приглашает вас на день рождения. Выберем подарки ей, но они должны начинаться на звук А.

V . Дети поздравляют куклу с днем рождения.1. Игра «Что забыл художник нарисовать?» Дети (предполагаемый ответ): У лошадки нет хвоста. У куклы нет руки. У мишки нет лапы и тд.

VI . Дети читают стихи А. Барто.

VII . Кукла приглашает детей к столу и угощает. Дети благодарят куклу за угощение и прощаются.

На уроке ребятам рассказывается о том, что с 21 февраля 2000 года отмечается день родного языка. Урок проводится в интересной игровой форме, при этом происходит закрепление и контроль ранее полученных учащимися знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4

Г. Апшеронска Краснодарского края

Учитель начальных классов

Неволина О.В.

Конспект урока русского языка в 3 классе

По теме: «Международный день родного языка».

Цели: формирование бережного отношения к родному языку, воспитывать любовь к русскому языку; развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; совершенствование знаний о частях речи.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Сегодня у нас необычный урок. Он будет посвящен международному дню родного языка.

  1. Работа по теме урока.
  1. Разговор о языке.

Международный день родного языка был провозглашен ЮНЕСКО в 1999 году и отмечается 21 февраля с 2000 года. (слайд)

В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000 языках. «Великими языками» принято называть китайский, индийский, английский – ими пользуются наибольшее количество людей. За ними следуют немецкий, французский, испанский, португальский, японский, арабский и, конечно, русский. Заниматься языком очень интересно и увлекательно.

В истории русского народа есть пословица: «Встречают по одежке – провожают по уму». Она говорит нам, что важен не только внешний вид, но и то, что человек думает и говорит. Один мудрец сказал: «Подобно тому, как крепость глиняной посуды проверяют по звону, человека проверяют, по словам, которые, изрекают его уста».

Приведу вам интересный пример. Знаменитый баснописец Эзоп был в Древней Греции рабом. Однажды его хозяин велел ему приготовить для гостей самое лучшее кушанье. Эзоп купил языки и сделал из них три блюда. Хозяину Эзоп сказал: «А что может быть лучше языка на свете?» В другой раз после распоряжения купить самое худшее, Эзоп опять купил языки, объяснив это тем, что посредством языка люди могут ссориться, становиться врагами, развязывать войну.

1-й чтец

Не счесть на земле языков и наречий,

Они существуют, наверное, вечно.

Но нам всех дороже наш русский язык,

И каждый из нас к нему с детства привык.

2-й чтец

Но вот незадача, мы русские, вроде,

Однако чего не услышишь в народе:

Слова искажают, коверкают речь.

Мы вас попытаемся предостеречь.

3-й чтец

Не – тама, а там, и не здеся, а здесь,

Однако, приятель, ошибок не счесть.

А выс о ко, глуб о ко, что за дела?

Дела, я скажу вам, как сажа бела!

1-й чтец

Ты русский иль чукча? Тогда, если можно,

Расставь ударения, это не сложно.

Дос у г, а не д о суг, звон и т, а не зв о нит.

Ошибки повсюду: и в школе, и дома.

Там о жня, ход а тайство и катал о г –

Запомни и выучи их назубок.

2-й чтец

На русском писали Достоевский и Горький,

Тургенев, Есенин, Толстой и не только.

Ты будь с языком осторожней, мой друг

И вслушайся в речи друзей и подруг.

3-й чтец

Вы чё, блин, в натуре, достали, бакланы,

Мне ваши уроки, блин, по барабану.

Я перец крутой, и базар мой, что надо.

Ребята, ведь это всего лишь бравада!

1-й чтец

Не бросай свои слова на ветер,

Будь за каждое слово в ответе!

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь!

Эту пословицу с детства ты знаешь!

2-й чтец

«Знай же цену каждому слову!», -

Мы повторяем снова и снова!

Учи! Почитай наш великий язык!

Ведь русский язык и могуч и велик!

(слайд)

А что говорили о русском языке выдающиеся русские и зарубежные писатели:

«Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».

Тургенев И.С.

«О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык», – И.С.Тургенев.

«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий, живой», – считал Л.Н.Толстой.

«Это прекраснейший из всех европейских языков», –писал классик французской литературы Простер Мериме.

«Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения».

Белинский В.Г.

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Куприн А.И.

  1. Что такое слово.

Как известно наша речь состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из слов. Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире и самому себе. Ведь чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то называть.

Всему название дано – и зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.

И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас, – означено словами.

1-й ученик

Есть слова – словно раны, слова – словно суд, -

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести,

Словом можно продать и предать, и купить,

Словом можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

2-й ученик

Каждое слово имеет свой вкус.

Одни слова – горьки, как полынь.

Другие – слаще абхазских дынь.

Есть слова, как приправы у горцев,

А есть еще и такие слова,

Что морской воды солоней и горше.

Есть и безвкусные, как трава.

Всякие есть у людей слова.

Я приглашаю вас отправиться в путешествие по стране языкознания.

Итак, начинаем наш турнир.

Сегодня ждут вас старые друзья, узнает каждый их – и вы, и я!

  1. Имя существительное.

Давно живу я в мире этом, даю названия предметам.

(Имя существительное)

Конкурс «Поймай слово»

Я буду называть слова, а вы их будете ловить, т.е. записывать. Девочки – существительные женского рода, а мальчики – мужского рода.

Плащ, стриж, ночь, тишь, лещ, помощь, грач, врач, дочь, шалаш, печь, мяч, речь, ложь, уж, вещь.

Конкурс «Отгадай слово» (слайд)

Корень из слова СКАЗКА.

Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК.

Приставка в слове РАСХОД.

Окончание в слове ДОМ.

(рассказчик)

Корень в слове СНЕЖИНКА.

Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ.

Суффикс в слове ЛЕСНИК.

Окончание в слове СТОЛ.

(подснежник)

Конкурс «Ласковый»

Я буду говорить слово, а вы будете превращать его в ласковое, приятное.

Мама (мамочка) , солнце (солнышко) , брат, кошка, птица, дочка, замок, карандаш.

  1. Имя прилагательное.

Даю я признаки предметам – они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь, меня вам надо знать, беречь!

(Имя прилагательное)

Конкурс «Опиши игрушку» (слайд)

Учитель показывает на слайде предметы. Задание: написать как можно больше прилагательных, описывающих предмет.

  1. Глаголы.

Что для меня предметы – лишь названья,

А я приду – все в действие придет.

(Глагол)

Конкурс «Скажи наоборот»

Скажу я слово высоко, а ты ответишь … (низко).

Скажу я слово далеко, а ты ответишь … (близко).

Скажу я слово трус, ответишь ты … (храбрец).

Теперь начало я скажу, ответишь ты … (конец).

Открыть, лечь, плакать, уходить, говорить, найти, выбежать, заснуть.

Конкурс «Замени одним глаголом»

Дать стрекоча – (убежать) , чесать языки – (болтать) , водить за нос – (обманывать) , прикусить язык – (замолчать) , зарубить на носу – (запомнить) , падать с ног – (устать) .

  1. Местоимение.

Я о себе такого мнения: огромна роль моя.

Я делу отдаюсь сполна, я заменяю имена.

(Местоимение)

Сколько личных местоимений в слове «семья»? (семь – я)

Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (тык – ва)

Первый слог – личное местоимение, второй – тоже, что несчастье. Вместе обозначают мелкую клевету или клеветника. (я – беда)

  1. Итог урока.

Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо поработали и, надеюсь, узнали для себя что-то новое и интересное. (слайд)

Если ты хочешь судьбу переспорить, если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре, – выучи русский язык. https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

дос у г звон и т ход а тайство там о жня катал о г

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Куприн А.И. «Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения». Белинский В.Г. «Это прекраснейший из всех европейских языков» , –писал классик французской литературы Простер Мериме.

сказка извозчик дом расход рас сказ чик

снежинка подъезжал стол лесник под снеж ник

Если ты хочешь судьбу переспорить, если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре, – выучи русский язык. Он твой наставник, великий, могучий, он переводчик, он проводник, Если штурмуешь познания кручи, – выучи русский язык!

Спасибо! Урок закончен!






















Включить эффекты

1 из 21

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация служит популяризатором русского языка, в сжатом виде рассказывает детям о возникновении разных языковых групп и об объединяющей роли русского языка в современных условиях. Свои тезисы автор подкрепляет иллюстрациями, что упрощает процесс понимания и приятия информации ребенком.

  • Роль русского языка в современном мире
  • Классики об языке
  • Задачки на знание родного языка

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Дегтярева А. Н.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

ГБС(К)ОУ школа-интернат VIII вида с. Воронцовка Краснодарский край

Учитель русского языка – Дегтярёва Алёна Николаевна

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Украинцы

Слайд 8

Адыгейцы

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Россияне

Слайд 12

К. Г. Паустовский

«Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость»

Н. Г. Чернышевский

«Изучать родной язык необходимо … чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей»

Слайд 13

Дополни пословицы

Век живи -

Крепкую дружбу топором …

Без труда …

Землю солнце красит, а человека – …

Нет друга – ищи, …

Человек без Родины,что соловей …

Поспешишь …

Язык мой - …

Семеро одного …

Хочешь есть калачи - …

Делу время …

Друзья познаются …

век учись.

не разрубишь.

не вытащишь и рыбку из пруда.

без песни.

а нашёл береги.

людей насмешишь.

враг мой.

не сиди на печи.

потехе час.

Слайд 14

Слайд 15

Крылатые выражения

(быть обманутым)

(замолчать)

(выучить)

(медленно)

(остаться не с чем)

(обманывать)

(запомнить)

(болтать)

(преувеличивать)

(о лишнем человеке)

(бесплатно, даром, просто так)

Во весь дух.

Сесть в лужу.

Прикусить язык.

Знать на зубок.

Оказаться у разбитого корыта.

В час по чайной ложке.

Водить за нос.

Зарубить на носу.

Чесать языком.

Делать из мухи слона.

Белая ворона.

За красивые глаза.

Слайд 16

Слайд 17

Богатый словарный запас

Слайд 18

Грамотеи

Слайд 19

Заповеди речевого поведения

  1. Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.
  2. Помни, что вежливость- основа речевого поведения.
  3. Уважай собеседника, не перебивай его.
  4. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться
  5. Говори просто, четко, понятно.
  6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.
  7. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно.
  • Слайд 20

  • Слайд 21

    • Сапожников, В. Золотов: Священой истории Ветхого Завета; Букинистическое издание, 1990
  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Ход мероприятия

    (Конкурсное стихотворение)

    Родной язык

    На свете много стран больших,
    И много малых есть,
    И для народности любой
    Язык свой – это честь.

    Гордиться вправе ты, француз,
    Французским языком.
    Ты говоришь всегда, индус,
    О языке своём.

    Китаец, турок, серб иль чех,
    Датчанин, грек иль финн, -
    Конечно, вам дороже всех
    Родной язык один.

    А ясудьбу благодарю,
    Мне выше счастья нет,
    Что вот по-русски говорю
    Уже тринадцать лет.

    Спокоен, весел и певуч,
    Насмешлив и суров,
    И беспощаден, и могуч,
    И грозен для врагов.

    Суворов одобрял солдат
    На русском языке!
    Бессмертный Пушкин сочинял
    На русском языке!
    Законы Менделеев дал
    На русском языке!
    «Долой царя!» - народ сказал
    На русском языке!

    Основная часть

    Без них прожить нельзя!

    Они великие помощницы

    И в жизни новые друзья.

    Порой они нас наставляют,

    Советы мудрые дают,

    Порой чему-то поучают

    И от беды нас берегут.

    Век живи - …(век учись).

    Язык мой - …(враг мой).

    Семеро одного … (не ждут).

    Делу время … (потехе час).

    Друзья познаются в …(беде).

    • Из чего состоит наша речь?

    Во весь дух. (быстро)

    Прикусить язык. (замолчать)

    Знать на зубок. (выучить)

    Водить за нос.(обманывать)

    Зарубить на носу. (запомнить)

    Чесать языком. (болтать)

    (Конкурсное стихотворение)

    О родном языке

    Без него попадёшь ты в тупик.

    Ты без него уже не ты.

    Язык твой как родная мать,

    Люби его за то, что он могуч.

    Язык твой – щит, твоё общенье

    Цветок - … ,

    железо - … ,

    хлопок - … ,

    глаз - … ,

    озеро - … ,

    зверь - … ,

    молодёжь - … .

    (Конкурсное стихотворение)

    Стихи о человеке и его словах

    Слова бывают разные,

    Слова бывают всякие,

    Слова бывают ясные,

    Твёрдые и мягкие,

    Слова бывают смелые,

    Упрямые, суровые,

    Но непременно дело

    Стоит за каждым словом.

    Много слов на свете,

    Много дел на свете,

    Если дела нету –

    Слово – это ветер.

    Слово улетает,

    Не поймаешь снова…

    Человек без дела –

    Человек без слова!

    (Конкурсное стихотворение)

    Русский язык

    (отрывок)

    Я люблю свой родной язык!

    Как держава наша, могуч.

    Хочешь – песни, гимны пиши,

    Хочешь выскажи боль души.

    Будто хлеб ржаной, он пахуч,

    Будто плоть земная, живуч.

    Он – язык луны и планеты,

    Наших спутников и ракет,

    В школе, дома и на совете

    Разговаривайте на нём:

    Недвусмысленный и прямой,

    Он подобен правде самой.

    Вставьте пропущенные буквы.

    • равнина
    • физкультура
    • библиотека
    • колонна
    • расстояние
    • здравствуйте
    • грамота
    • продавец
    • мороженое
    • государство
    • лекарство
    • насекомое
    • электричество
    • велосипед
    • абонемент
    • бюллетень
    • операция
    • территория
    • санаторий
    • пациент
    • абонемент
    • пианино
    • фестиваль
    • образование
    • искусство
    • национальность
    • квитанция
    • авиация
    • правительство
    • колония
    • биография
    • вентиляция
    • катастрофа
    • окрестность
    • диаметр
    • предприятие
    • восстание
    • бухгалтер
    • гарнизон
    • комиссия
    • обязанность

    Заповеди речевого этикета

    (Конкурсное стихотворение)

    Вдень родного языка

    Участь его была не легка,

    Прадеды наши и наши отцы

    Нам передали красу неземную

    Мы поздравляем и смело желаем

    Итог занятия

    Список используемой литературы

    • Давыдова Т.: Дружок: Пословицы, поговорки, крылатые выражения; издательство Стрекоза,2009
    • Клюхина И.В. Пословицы, поговорки и крылатые выражения; издательство ФГОС, 2008
    • Ромашкина Н.Ф. : Внеклассные мероприятия в игровой форме; издательство ГЛОБУС, 2005

    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида с. Воронцовка Краснодарский край

    Внеклассное мероприятие по русскому языку

    «Международный день родного языка»

    Учитель русского языка Дегтярёва Алёна Николаевна

    Тема:Международный день родного языка

    Цель: познакомить учащихся с праздником – Международным днём родного языка.

    • Помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности родного языка; познакомить ребят с библейской легендой о «вавилонском столпотворении».
    • Продолжать развивать и коррегировать устную связную речь воспитанников, мыслительную деятельность, память, воображение, внимание; обогащать словарный запас учащихся; расширять их кругозор.
    • Прививать любовь и интерес к родному языку, воспитывать культуру речи.

    Оборудование: мультимедийная презентация; карточки с заданиями для конкурсов -«Дополни пословицу», «Грамотеи»; орфографические словари; жетоны.

    Форма проведения:конкурс «Знатоки родного языка».

    Предварительная работа: выставка народных костюмов; выставка словарей; в течение мероприятия так же проходит конкурс на лучшего чтеца, учащимся желающим принять участие в этом конкурсе заранее раздаются стихотворения по теме.

    Ход мероприятия

    Вступление. Сообщение темы занятия

    1-й ведущий(слайд 1)Ежегодно 21 января отмечается Международный день родного языка. И это не случайно. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000 языках. А всегда ли это было так?

    2-й ведущий(слайд 2)Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых(Ной – библейский персонаж, который был спасён Господом во время Всемирного потопа вследствие благочествия его и его семейства)сперва все жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба. (слайд 3) Господу не понравилось это дело. (слайд 4)В наказание за такое суетное и гордое предприятие ин смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение». (слайд 5) Вот эти события и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках (из «Святой истории Ветхого Завета»)

    1-й ведущий(слайд 6)В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать.

    2-й ведущийРоссия - многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране. Какие языки мы можем услышать в нашем крае?

    1-й ведущий(слайды 7-11)Мы можем услышать украинский язык, язык армян, греков, адыгов и др. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является – русский язык.

    (Стихотворение Н.Банко «Родной язык» читает уч-ся ……………………)

    (Конкурсное стихотворение)

    Родной язык

    На свете много стран больших,
    И много малых есть,
    И для народности любой
    Язык свой – это честь.

    Гордиться вправе ты, француз,
    Французским языком.
    Ты говоришь всегда, индус,
    О языке своём.

    Китаец, турок, серб иль чех,
    Датчанин, грек иль финн, -
    Конечно, вам дороже всех
    Родной язык один.

    А ясудьбу благодарю,
    Мне выше счастья нет,
    Что вот по-русски говорю
    Уже тринадцать лет.

    Спокоен, весел и певуч,
    Насмешлив и суров,
    И беспощаден, и могуч,
    И грозен для врагов.

    Суворов одобрял солдат
    На русском языке!
    Бессмертный Пушкин сочинял
    На русском языке!
    Законы Менделеев дал
    На русском языке!
    «Долой царя!» - народ сказал
    На русском языке!

    2-й ведущий(слайд 12)Мой родной язык – русский. Константин Георгиевич Паустовский говорил «Наш язык –наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость».

    1-й ведущий(слайд 12)А Н.Г. Чернышевский говорил «Изучать родной язык необходимо… чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей». Знать свой язык обязан каждый. Сейчас мы проверим, какими знатоками родного языка вы являетесь. Объявляется конкурс «Знатоков родного языка», в котором принимают участие представители каждого класса ……. (представление участников конкурса)

    2-й ведущийОценивать участие в конкурсах будет жюри в составе ….. .

    Основная часть

    1-й ведущийНаш родной язык богат пословицами. –Что такое пословица? (Пословица – это краткое, мудрое изречение, которое имеет поучительный смысл и заключает в себе житейскую мудрость).

    Для чего нужны пословицы? (Пословицы украшают нашу речь, делают её яркой и убедительной).

    2-й ведущийПословицы не даром молвятся,

    Без них прожить нельзя!

    Они великие помощницы

    И в жизни новые друзья.

    Порой они нас наставляют,

    Советы мудрые дают,

    Порой чему-то поучают

    И от беды нас берегут.

    1-й ведущий(слайд 13)Объявляется 1-й конкурс «Дополни пословицу»

    Вспомните пословицы по началу фразы и продолжите их:

    Век живи - …(век учись).

    Крепкую дружбу топором …(не разрубишь).

    Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).

    Землю солнце красит, а человека - …(труд).

    Нет друга – ищи, … (а нашёл береги).

    Человек без Родины, … (что соловей без песни).

    Поспешишь … (людей насмешишь).

    Язык мой - …(враг мой).

    Семеро одного … (не ждут).

    Хочешь есть калачи …(не сиди на печи).

    Делу время … (потехе час).

    Друзья познаются в …(беде).

    2-й ведущийВ то время пока участники выполняют задание, объявляется конкурс для зрителей «Вопрос-ответ». За правильные ответы вы будете получать жетоны, и затем мы выявим лучшего знатока русского языка из зрителей.

    • Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы: кто? что?
    • Сколько падежей в русском языке?
    • Какие вопросы имеет родительный падеж?
    • Какие вопросы имеет винительный падеж?
    • Слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы: что делать? что сделать и др.
    • Из чего состоит наша речь?
    • Слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?
    • В каком времени может находиться глагол?
    • Какие глаголы относятся к 1-му спр., какие ко 2-му спр.?
    • Назовите местоимения 1 (2,3) лица?

    1-й ведущийПроверим выполненные задания участников.

    2-й ведущий(слайд 14) Предлагаю послушать песню …..….. в исполнении ………

    1-й ведущий(слайд 15)Конкурс «Крылатых выражений»

    Что такое крылатые выражения? (Крылатые выражения- попали в нашу речь из литературных источников, кратких цитат, образных выражений. Они придают нашей речи особую меткость и выразительность).

    2-й ведущийРаскроите смысл этих выражений.

    Во весь дух. (быстро)

    Сесть в лужу. (быть обманутым)

    Прикусить язык. (замолчать)

    Знать на зубок. (выучить)

    Оказаться у разбитого корыта. (остаться не с чем)

    В час по чайной ложке. (медленно)

    Водить за нос.(обманывать)

    Зарубить на носу. (запомнить)

    Чесать языком. (болтать)

    Делать из мухи слона. (преувеличивать)

    Белая ворона. (о лишнем человеке)

    За красивые глаза. (бесплатно, даром, просто так)

    (Стихотворение Галины Пурга «О родном языке» читает ученица ……….)

    (Конкурсное стихотворение)

    О родном языке

    Уму и сердцу язык твой проводник,

    Без него попадёшь ты в тупик.

    Язык твой – жизнь твоя, твои мечты,

    Ты без него уже не ты.

    Язык твой как родная мать,

    Которую не унижать нельзя, не оскорблять.

    Его ты должен, друг, благодарить

    За то, что правильно умеешь говорить.

    Родной язык – твоя душа, твой мир, твой луч,

    Люби его за то, что он могуч.

    Язык твой – щит, твоё общенье

    Не допусти к нему пренебреженья.

    Не дай повесить родному языку чужой ярлык.

    Наследие твоё – твоя земля и твой язык

    И искажать его невеждам не давай,

    Об этом, ты, дружок не забывай.

    2-й ведущийИгра на внимание. Если я называю имя существительное в ед. ч. Вы хлопаете в ладоши, если во мн.ч. – поднимаете руки вверх и тряёте пальцами. (Тетрадь, карандаши, ведро, дети, пальто, человек, тигры и т.д.)

    А теперь я называю слово в ед. числе, а вы должны назвать его во мн.ч.

    Цветок - … ,

    железо - … ,

    хлопок - … ,

    глаз - … ,

    озеро - … ,

    зверь - … ,

    молодёжь - … .

    2-й ведущий(слайд 16)Выступает танцевальная группа с танцем «Ивушки»

    1-й ведущийСовременный культурный человек имеет в среднем словарный запас от 3 до 6 тысяч слов.

    2-й ведущий(Стихотворение Сергея Баруздина «Стихи о человеке и его словах» читает уч-ся ….)

    (Конкурсное стихотворение)

    Стихи о человеке и его словах

    Слова бывают разные,

    Слова бывают всякие,

    Слова бывают ясные,

    Твёрдые и мягкие,

    Слова бывают смелые,

    Упрямые, суровые,

    Но непременно дело

    Стоит за каждым словом.

    Много слов на свете,

    Много дел на свете,

    Если дела нету –

    Слово – это ветер.

    Слово улетает,

    Не поймаешь снова…

    Человек без дела –

    Человек без слова!

    1-й ведущий(слайд 17)Проверим, какой запас слов у наших участников. Объявляется конкурс «Богатый словарный запас»

    Задание: сказать как можно больше прилагательных, описывая предлагаемый вам предмет.

    2-й ведущий(Стихотворение Александра Яшина «Русский язык» читает уч-ся ….)

    (Конкурсное стихотворение)

    Русский язык

    (отрывок)

    Я люблю свой родной язык!

    Он понятен для всех, он певуч,

    Он, как русский народ, многолик,

    Как держава наша, могуч.

    Хочешь – песни, гимны пиши,

    Хочешь выскажи боль души.

    Будто хлеб ржаной, он пахуч,

    Будто плоть земная, живуч.

    Он – язык луны и планеты,

    Наших спутников и ракет,

    В школе, дома и на совете

    Разговаривайте на нём:

    Недвусмысленный и прямой,

    Он подобен правде самой.

    1-й ведущийСлово – это удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке великое множество слов. Но сколько их? На этот вопрос не может утвердительно ответить не один специалист. Богатая разнообразная лексика русского языка собрана в словарях. Словари – это сборники слов, расположенных в алфавитном порядке.

    Объявляется конкурс «Грамотеев».(слайд 18)

    Участникам предлагается возможность показать свою грамотность. Вы будете работать с орфографическими словарями.

    Вставьте пропущенные буквы.

    • равнина
    • физкультура
    • библиотека
    • колонна
    • расстояние
    • здравствуйте
    • грамота
    • продавец
    • мороженое
    • государство
    • лекарство
    • насекомое
    • электричество
    • велосипед
    • абонемент
    • бюллетень
    • операция
    • территория
    • санаторий
    • пациент
    • абонемент
    • пианино
    • фестиваль
    • образование
    • искусство
    • национальность
    • квитанция
    • авиация
    • правительство
    • колония
    • биография
    • вентиляция
    • катастрофа
    • окрестность
    • диаметр
    • предприятие
    • восстание
    • бухгалтер
    • гарнизон
    • комиссия
    • обязанность

    2-й ведущий Конкурс для зрителей «Весёлые вопросы»

    • Сколько гласных в корне слов: семья, сорока? (2,3)
    • Сколько горошин может войти в стакан? (Они не могут ходить)
    • Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет разговаривать)
    • Каким гребнем не расчешешь голову? (Петушиным)
    • Что самое первое мы делаем утром? (Просыпаемся)
    • Когда лошадь покупают, какая она бывает? (Мокрая)
    • Какой рукой лучше размешивать чай? (Чай лучше размешивать ложкой)
    • Что произошло 31 февраля? (31 февраля не бывает)
    • За чем во рту язык? (За зубами)
    • Почему шапку покупают? (Потому что бесплатно не дают)
    • Назовите имя первой женщины-лётчика? (Баба-Яга)
    • Без чего хлеб не испечёшь? (Без корки)
    • У кого есть шляпа без головы, а нога без сапог? (У гриба)
    • Чем заканчивается день и ночь? (Мягким знаком)
    • Что у Бориса впереди, а у Глеба сзади? (Буква б)

    1-й ведущий Проверим правильность выполнения задания конкурса «Грамотеев»

    2-й ведущийЗнаете ли вы, что в 17 веке по Соборному уложению царя Алексея Михайловича за матерные слова, произнесённые публично, полагалась смертная казнь? Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем.

    1-й ведущий Что нужно делать чтобы наша речь была грамотной, вежливой?(слайд 19)

    Заповеди речевого этикета

    1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.

    2. Помни, что вежливость- основа речевого поведения.

    3. Уважай собеседника, не перебивай его.

    4. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться

    5. Говори просто, четко, понятно.

    6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.

    7. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно.

    2-й ведущий (Стихотворение «В день родного языка» читает ученик ….)

    (Конкурсное стихотворение)

    Вдень родного языка

    Мы станем ценить каждое слово,

    Участь его была не легка,

    Но мы сохраним наследие живое!

    Прадеды наши и наши отцы

    Нам передали красу неземную

    Русского слова из русской души,

    Что задевает всех нас за живое.

    С праздником Вас, весь российский народ

    Мы поздравляем и смело желаем

    Освободиться от бренных забот.

    И пусть страна зацветёт, процветает!

    Итог занятия

    1-й ведущийСлово для подведения итогов конкурса «Знатоки родного языка» (участник конкурса, зритель, чтец) предоставляется жюри.(слайд 20)

    2-й ведущий Сегодня, у нас с вами состоялась очень важная встреча. Мы пришли к выводу, что надо бороться за чистоту родного языка.

    1-й ведущий Чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом.

    Будем беречь и любить наше русское слово, ведь с него начинается Родина.

    Список используемой литературы

    • Давыдова Т.: Дружок: Пословицы, поговорки, крылатые выражения; издательство Стрекоза,2009
    • Клюхина И.В. Пословицы, поговорки и крылатые выражения; издательство ФГОС, 2008
    • Сапожников, В. Золотов:Священой истории Ветхого Завета; Букинистическое издание, 1990
    • Ромашкина Н.Ф. : Внеклассные мероприятия в игровой форме; издательство ГЛОБУС, 2005
    Скачать конспект


    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
    «Средняя общеобразовательная школа №1» с. Дивное Апанасенковского района Ставропольского края
    Учитель начальных классов
    Крячко Светлана Николаевна
    2015 год
    Работа заняла I место во Всероссийском педагогическом конкурсе, приуроченном ко Дню русского языка, проводимом на Всероссийском Общеобразовательном Портале «Продлёнка. орг» www.prodlenka.org c 15 мая 2015 года по 28 июля 2015 года.
    Работа опубликована на авторском сайте http://teacher-kriachko.ru/index.php/lesson-preparation/development-lessons/9-povtorenie
    Конспект открытого урока по русскому языка
    в 3 классе (УМК «Школа 2100»)
    Тема: «Повторение знаний о тексте, предложении, частях речи» (урок №156)
    Урок проводится в рамках Недели русского языка, посвящённый Дню русского языка. Это урок закрепления изученного, построен на основе работы с текстами сказок А.С. Пушкина.
    Цели. 1. Обобщить и углубить знания о тексте, предложении, частях речи. Показать красоту поэзии Пушкина. Донести до сознания детей значимость творчества А.С. Пушкина для формирования литературного русского языка.
    2. Развивать внимание, наблюдательность, мышление.
    3. Воспитывать интерес к предмету, любовь к родному языку, чувство гордости за свою страну, любовь и уважение к творчеству Пушкина.
    Формируемые УУД
    Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
    Предметные: Знать: основные характеристики текстов, видов предложений, главных членов предложения.
    Уметь: определять предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов; находить грамматическую основу в предложении; разбирать слова как часть речи.
    Метапредметные:
    Регулятивные: Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
    Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
    Личностные: Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.
    Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
    Оборудование: интерактивная доска; магнитная доска; плакат «Дуб»; карточки «листья дуба», карточки для работы в группах; авторская презентация «Закрепление знаний о тексте…», авторская презентация «Физминутка по сказкам Пушкина».Форма проведения: урок закрепления знаний.
    Данный урок проводится по разделу «Закрепление изученного в 3 классе», с целью углубления знаний о тексте, предложении, частях речи, а так же для воспитания интереса к изучению русского языка.
    Ход урока
    Организационный момент
    Прозвенел уже звонок.Начинается урок.В путешествие пойдём.В страну сказок попадём.Слушай, думай, наблюдай,Сказку нашу отгадай.Глазки дружно закрывайте.Сказку в душу пропускайте.
    Постановка проблемы. Определение к деятельности.
    Учитель. Кто автор этих строк? Слайд 2
    «У Лукоморья дуб зелёный,
    Златая цепь на дубе том:
    И днём и ночью кот учёный
    Всё ходит по цепи кругом...»
    Есенин С.А.
    Бальмонт К.Д.
    Пушкин А.С.
    Маршак С.Я.
    Дети. Пушкин.
    Учитель. Что писал Александр Сергеевич?
    Дети. Стихи, сказки, повести.
    Учитель. А как одним словом можно назвать всё это: стихи, сказки, повести?
    Дети. Это тексты.
    Учитель. А из чего состоят тексты?
    Дети. Тексты состоят из предложений.
    Учитель. А из чего состоят предложения?
    Дети. Предложения состоят из слов.
    Учитель. А как мы называем слова в речи?
    Дети. Части речи.
    Формулирование темы и целей урока.
    Учитель. Итак, вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить? Тема сегодняшнего нашего урока:
    Повторение знаний о тексте, предложении, частях
    Учитель. Давайте, сформулируем цели нашего занятия. Слайд 3
    Вспомнить...
    Упражняться…
    Дети. Вспомнить всё, что знаем о предложении, о частях речи, о текстах.
    Упражняться в разборе предложений, в определении частей речи.
    Учитель. Ребята. А как вы думаете, почему в начале урока мы вспомнили об А.С. Пушкине?
    Дети. (Предположения детей)
    Учитель. Да, сегодня мы будем повторять эти знания, опираясь на тексты Пушкина.
    Изучение нового материала.
    Вступительное слово учителя.
    2015 год в России объявлен годом литературы. 6 июня – День русского языка. Это российский и международный праздник. А отмечается он в день рождения великого русского поэта А.С. Пушкина. Александр Сергеевич родился 6 июня 1799г. Слайд 4.
    - А как вы думаете, почему именно этот день выбрали для этого праздника?
    Дети. Потому что Пушкин написал много интересных произведений (и т.п.).
    Учитель. Совершенно верно. Пушкин ещё при жизни был признан гением. В филологии, это наука о языке, он рассматривается как создатель русского литературного языка. Вот. Что писал о нём русский писатель Тургенев И.С.: (Слайд 5)
    «Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признаётся даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого…»
    Древнегреческий и латинский языки считаются классическим, т.е. самыми главными. На них была написана Библия. Вот какую высокую оценку дали иностранные филологи (это учёные, изучающие языки) нашему языку, благодаря Александру Сергеевичу.
    Орфографическая минутка.
    Учитель. Запишите дату, классная работа.
    Запишите предложение, подчеркните все известные орфограммы. (Слайд 6)
    Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт. (Работа в тетрадях, комментирование)
    Повторение знаний о тексте.
    Учитель. Что мы называем текстом?
    Дети. Это группа предложений, связанных между собой по смыслу.
    Учитель. Какие виды текстов вы знаете?
    Дети. Текст-повествование, текст-рассуждение, текст-описание.
    Учитель. Вот у нас есть тоже волшебный дуб, и мы украсим его листьями. (На магнитной доске рисунок дуба. Учитель прикрепляет листы со словами: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.)Дайте характеристику каждому типу текстов.
    Дети. Отвечают.
    Повторение знаний о предложении.
    Учитель. Из чего состоит текст?
    Дети. Текст состоит из предложений.
    Учитель. Что вы знаете о предложении?
    Дети. Предложение выражает законченную мысль.
    Работа в группах.
    Учитель. Сейчас вы выполните задания в группах.
    1 группа.


    группа.

    Охарактеризовать каждый вид.
    группа.


    группа.

    Дайте определения известным членам предложения.
    Ответы детей. Дети маркером пишут термины и прикрепляют к «дубу». (Повествовательное, вопросительное, побудительное, восклицательное, невосклицательное, распространённое, нераспространённое, подлежащее, сказуемое)
    Развитие орфографической зоркости.
    Учитель. Сейчас мы с вами обратимся к творчеству Пушкина. Ребята, какие сказки написал Александр Сергеевич?
    Дети. Отвечают.
    Учитель. Многие дети знакомятся со сказками Пушкина ещё до школы. Сейчас вы отгадаете волшебные предметы и героев из сказок Пушкина.
    Дети записывают отгадки, объясняют орфограммы, называют сказки. Слайд 7.
    Рыбка не простая
    Чешуёй сверкает,
    Плавает, ныряет,
    Желанья исполняет. (Золотая рыбка. «Сказка о рыбаке и рыбке»)У царицы злой-презлой
    Собеседник не простой.
    Не живой, но говорящий,
    Скажет правду настоящую. (Зеркало. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)Туча по небу идёт,
    Что-то по морю плывёт,
    В нём царица и рёбёнок.
    Ну-ка, не зевай,
    Этот транспорт угадай! (Бочка. «Сказка о царе Салтане»)Чуть опасность затаится –
    Верный страж на тонкой спице
    Шевельнётся, встрепенётся,
    К той сторонке обернётся. (Золотой петушок. «Сказка о золотом петушке»)Живёт батрак в поповом доме,
    Спит обычно на соломе.
    Полбу ест за четверых,
    Работает за семерых. (Балда. «Сказка о попе и работнике его Балде»)Учитель. А сейчас настало время отдохнуть. Мы выполним упражнения вместе с героями сказок Пушкина.
    Физминутка. Выполняется на фоне мелодии в гостях у сказки. Дети выполняют упражнения.
    Закрепление знаний.
    Учитель. А сейчас мы отправимся в прекрасный мир Пушкинской поэзии.
    (Картинки из сказок, задания по каждой сказке.)
    «Сказка о рыбаке и рыбке» Слайд 8
    «Выпросил, дурачина, корыто!
    В корыте много ль корысти?
    Воротись, дурачина, ты к рыбке;
    Поклонись ей, выпроси уж избу»
    Учитель. Кому принадлежат эти слова? Дайте характеристику, каждому предложению по цели высказывания. (Дети отвечают)
    - Запишите побудительное предложение.
    «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Слайд 9
    «Ах ты, мерзкое стекло!
    Это врёшь ты мне на зло.
    Как тягаться ей со мною?
    Я в ней дурь-то успокою.
    Вишь, какая подросла!»
    Учитель. Кому принадлежат эти слова? Дайте характеристику этим предложениям по интонации.
    «Сказка о царе Салтане» Слайд 10
    «В синем небе звезды блещут,В синем море волны хлещут;Туча по небу идет,Бочка по морю плывет»
    Спишите предложение, подчеркните главные члены.
    - Что вы можете сказать о предложении?
    Дети. Это предложение сложное, в нём четыре грамматических основы.
    Учитель. Начертите схему этого предложения. (Проверка через камеру на интерактивной доске)
    «Сказка о золотом петушке» Слайд 11
    «…Верный сторож как со снаШевельнётся, встрепенётся,К той сторонке обернётся»
    Учитель. О ком эти строки? (О петушке)
    - Объясните расстановку знаков препинания.
    Дети. Это предложение с однородными сказуемыми.
    Учитель. Запишите это предложение. Обозначьте грамматическую основу, начертите схему.
    «Сказка о попе и работнике его Балде» Слайд 12.
    Учитель. Наконец, мы в «Сказке о попе и работнике его Балде»
    Какие части речи вы знаете?
    Списать предложения, обозначить части речи.
    I вариант.
    «Живет Балда в поповом доме…»
    II вариант.
    «Пошёл Балда в ближний лесок…»
    Разобрать как части речи: живёт, (в) ближний
    Проверка с комментированием.
    Рефлексия. Слайд 13
    Вот такие прекрасные сказки написал А.С. Пушкин.
    - Над какой темой мы сегодня работали?
    - Что вы узнали нового о Пушкине?
    - Какие мы совершенствовали знания?
    - А теперь раскрасьте листочки дуба, каждый листик может быть разноцветный: (Слайд 14)
    Узнали новое
    Было интересно
    Удивило
    Захотелось узнать новое о Пушкине
    Листочки прикрепляются к магнитной доске.
    - Вот какой у нас получился красивый дуб! Я вижу много красного цвета.
    Ребята, что же вам захотелось узнать об Александре Сергеевиче?
    (О его семье, о творчестве, как и где он учился, чем любил заниматься)
    - Где можно об этом узнать?
    (В библиотеке, в Интернете)
    Домашнее задание. (Слайд 15)
    Из текстов стихов или сказок А.С. Пушкина выписать три понравившихся предложения, подчеркнуть грамматическую основу.
    Используемые ресурсы.
    http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-matafonova/stihi-v-nachale-uroka.html
    http://miniskazka.ru/pushkin_saltan/saltan2.htmlhttp://miniskazka.ru/pushkin_rybak/rybak.htmlТексты сказок А.С. Пушкина
    Приложение 1
    группа.
    Какие предложения бывают по цели высказывания? (На листах написать термины)
    Дать устно характеристику каждому виду предложений по цели высказывания.
    группа.
    Какие предложения бывают по интонации? (На листах написать термины)
    Охарактеризовать каждый вид.
    группа.
    Какие предложения бывают по наличию второстепенных членов предложения? (На листах написать термины)
    Дайте характеристику этим видам предложений.
    4группа.
    Что такое грамматическая основа предложения? (На листах написать термины)
    Дайте определения известным членам предложения
    Приложение 2

    Цель:

    Развивать монологическую речь, совершенствовать навыки диалогической речи.

    Упражнять в подборе синонимов, антонимов толковании слов, понимании переносного смысла пословиц, разгадывании.

    Упражнять в использовании в речи разнообразных грамматических конструкций.

    Упражнять детей в звуковом анализе слов закреплять зрительный образ букв. Упражнять в чтении слогов/

    Воспитывать любовь к своей стране, городу, месту, где родился, русскому языку

    Воспитывать навыки учебной деятельности.

    Ход занятия.

    Вос-ль: Сегодня с вами поиграем в игру «Поле чудес».

    Вот колесо, на нём вместо очков картинки, на доске слово, которое нам предстоит разгадать.

    Вращаем барабан, когда стрелка остановится на какой-нибудь картинке, определяем первый звук и если определили правильно, то открываем букву в слове.

    Правила понятны?

    Тогда встречайте первую тройку игроков (называю имена).

    Дети вращают барабан, определяют первый звук (если первый участник называет звук, то другие участники называют другие слова с этим звуком).

    Если выпадет картинка, на которой изображены игрушки, то значит пришла пора игры.

    в-ль: пришла пора поиграть нам детвора!

    Игра «Бабочки и цветы»

    Спал цветок и вдруг проснулся,

    Больше спать не захотел.

    Шевельнулся, потянулся.

    Взвился вверх и полетел.

    Солнце утром лишь проснётся,

    Бабочка кружит и вьётся.

    У детей в руках бабочки на ниточках, на полу разложены цветы, в середине которых картинка (буква, слог) .

    Дети под музыку летают вокруг цветов, когда музыка останавливается, бабочки садятся на цветок и дети определяют первый, последний звук в слове (букву, слог по указанию воспитателя) и придумывают новые слова.

    Когда разгадают слово «Россия» воспитатель задаёт вопросы:

    Как вы думаете, почему загадали это слово?

    Что такое Россия?

    Что мы можем рассказать о России?

    Какая наша страна?

    И красива и богата
    Наша Родина, ребята.
    Долго ехать от столицы
    До любой ее границы.


    Все вокруг свое, родное:
    Горы, степи и леса:
    Рек сверканье голубое,
    Голубые небеса.


    Каждый город
    Сердцу дорог,
    Дорог каждый сельский дом.
    Все в боях когда-то взято
    И упрочено трудом!
    (Г. Ладонщиков)

    Давайте составим предложения со словом Россия (из 2 и 3-ёх слов)

    Могучая Россия.

    Славная Россия.

    Красивая Россия.

    Любимая Россия.

    Я люблю Россию.

    Моя любимая Россия. Я люблю Россию. я живу в России т. д.

    назовите первое слово, второе, третье.

    Россия для многих из вас это страна, в которой мы родились и страна, в которой мы с вами живём.

    какие пословицы о родине вы знаете?

    родина-мать, умей за неё постоять.

    воспитатель или ребёнок читает стихотворение:

    Россия…как из песни слов,

    Берёзок юная листва,

    Кругом леса, поля и реки,

    Раздолье, русская душа.

    Люблю тебя, моя Россия,

    За ясный свет твоих очей!

    За ум, за подвиги святые.

    Люблю, глубоко понимаю

    Степей задумчивую грусть!

    Люблю всё то, что называют

    Одним широким словом Русь!

    Ребята, на каком языке мы с вами говорим?

    Как вы думаете, почему он называется русским?

    А на каком языке говорят:

    украинцы - украинском.

    белорусы - белорусском.

    поляки - польском.

    немцы - немецком, и т.д.

    Пословицы и поговорки о языке:

    языком не спеши, спеши делом.

    язык до Киева доведёт.

    слушай больше, а говори меньше.

    говорит, как ручеёк журчит.

    Игра «Подбери слово»

    российский…(герб, флаг, дом, гимн)

    русский…(народ, язык, холод. мороз, дом, дух,)

    слово язык имеет несколько значений, какие?

    язык у нас во рту, язык пламени, язык в колоколе.

    есть такая пословица: без языка и колокол нем.

    какие ещё есть слова, которые имеют несколько значений (ключ, очки, коса…)

    В русском языке есть слова синонимы слова,которые обозначают одно и тоже.

    например:

    большой - огромный, громадный.

    плакать – реветь, хныкать, рыдать.

    Игра «Подбери синоним»

    смелый – храбрый, мужественный,

    смеяться-хохотать,

    грустный - скучный, невесёлый, хмурый.

    есть другая игра и другие слова, вам эти слова знакомы. Антонимы - слова с противоположным значением. Сегодня вы научитесь сами составлять пары слов:

    Игра «Слова наоборот»

    холодно - тепло

    день-ночь.

    хорошо - плохо.

    длинный - короткий и т.д.

    Ребята, а загадки вы знаете?

    Послушайте я вам загадаю (о книге, родине)

    хоть не шляпа, а с полями,
    не цветок, а с корешком,
    разговаривает с нами
    всем понятным языком.
    (книга)

    Сама мала,
    а ума придала.
    (книга)

    Страну чудес откроем мы
    и встретимся с героями
    в строчках
    на листочках,
    где станции на точках.
    (книга)

    Не куст, а с листочками,
    не рубашка, а сшита,
    не человек, а рассказывает.
    (книга)

    Говорит она беззвучно,
    а понятно и не скучно,
    ты беседуй чаще с ней –
    станешь вчетверо умней.
    (книга)

    Не дерево, а с листами,
    не рубашка, а сшита,
    не растение, а с корешком,
    не человек, а с разумом.
    (книга)

    Поселились мудрецы
    в застекленные дворцы,
    в тишине наедине
    открывают тайны мне.
    (книги)

    Молодцы, сегодня мы с вами научимся составлять загадки.

    Игра «Опиши, мы отгадаем»

    (Дети составляют загадки: можно по картинкам,которые раздаёт воспитатель, можно без картинок)

    Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи и просто общаться.

    Любите свою родину свой язык и свой народ!

    Жура - жура -журавель!

    Облетел он сто земель.

    Облетел, обходил.

    Крылья, ноги натрудил,

    Мы спросили журавля:

    Где же лучшая земля?

    Отвечал он, пролетая:

    Лучше нет родного края.

    (П.Воронько)

    И всегда живите в мире и согласии с людьми другой национальности и помните, что наша страна многонациональная.Люди между собой говорят на родном языке, а русский язык- язык межнационального общения,он нас всех объединяет и сближает.

    Лучшая на свете.

    российский край, моя земля,
    родимые просторы!
    у нас и реки, и поля,
    моря, леса и горы.

    И север есть у нас, и юг.
    сады цветут на юге.
    на севере снега вокруг –
    там холода и вьюги.

    В Москве ложатся спать сейчас,
    луна глядит в оконце.
    дальневосточник в тот же час
    встаёт, встречая солнце.

    Российский край, как ты велик!
    с границы до границы
    и скорый поезд напрямик
    в неделю не домчится.

    Звучат по радио слова –
    им дальний путь не труден.
    знакомый голос твой, Москва,
    повсюду слышен людям.

    И рады мы всегда вестям
    о нашей мирной жизни.
    как счастливо живётся нам
    в своей родной отчизне!

    Народы – как одна семья,
    хотя язык их разный.
    все – дочери и сыновья
    своей страны прекрасной.

    И родина у всех одна.
    привет тебе и слава,
    непобедимая страна,
    российская держава!
    (пер. с укр. З. Александровой. )


    Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении