Юридический справочник

Дипломная работа: Использование интернета в обучении иностранному языку. Научно-исследовательская работа "пути изучения английского языка с помощью интеренет" Роль интернета в изучении иностранных языков

На сегодняшнем этапе развития человечества Интернет-технологии занимают важное и особое место практически во всех областях жизнедеятельности. Особенно в последнее время возрастает потребность внедрения и использования Интернет в образовательный процесс, так как возможности использования Интернет-технологий в образовании определяются в первую очередь не техническими характеристиками, а содержательным и методическим наполнением. Давно известно, что Интернет-технологии предоставляют совершенно уникальные возможности, недоступные в других областях, однако часто приходится слышать, что в настоящее время остается много непонятного относительно грамотной организации учебного процесса с этим видом технологий, все еще до конца неясно, что можно делать с этими возможностями в образовательных целях на уроках и во внеурочной деятельности. Поэтому, прежде чем использовать те или иные инновации в учебном процессе, очень важно отдавать себе отчет в том, какие новые возможности можно использовать и как они повлияют на эффективность обучения. Безусловным является то, что Интернет обладает колоссальными и удивительными информационными возможностями и предоставляет невероятные услуги. Необходимо иметь в виду, что главным в обучении все же во все времена были дидактические цели и задачи. Интернет со всеми своими возможностями и ресурсами является превосходным средством реализации этих целей и задач.

В обучении Интернет-технологии могут быть использованы в основном, во-первых, для предъявления учебной информации обучающимся, во-вторых, для контроля успешности ее усвоения. Очень важно выделить главные причины, определяющие пользу использования Интернет-ресурсов в школьной системе образования.

Положительные аспекты применения Интернет-технологий для учащихся:

Доступ практически ко всем образовательным и исследовательским ресурсам, возможность использования электронных образовательных средств (книги, компьютерные энциклопедии, справочники), доступ к информации, не отраженной в традиционных источниках;

Развитие и совершенствование общения, интеллектуального обмена;

Возможность дистанционного, виртуального посещения культурных мест (музеи, картинные галереи и др.);

Развитие интеллектуальных, творческих и критических способностей учащихся (самостоятельное добывание информации, ее творческое преобразование и критическое осмысление), формирование мыслительных навыков;

Обучение и работа в классе в командах, работа в школьных группах вне класса.

Положительные аспекты применения Интернет-технологий для учителей:

Возрастание информационной и компьютерной грамотности;

Оперативное обновление информации;

Охват широчайшей аудитории (как российской, так и международной), сотрудничество с людьми всего мира, обмен профессиональной информацией со специалистами и экспертами в других странах;

Объединение профессиональных ресурсов для решения общих задач.

Для четкого усвоения термина «Интернет-технологии» рассмотрим достаточно популярное на сегодня научное понятие «информационные технологии».

Информационные технологии или ИТ (от англ. “information technology”, IT) представляют собой широкий спектр дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники. ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, обработки, передачи и получения информации. По определению, принятому ЮНЕСКО, «информационные технологии - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы» . Информационные технологии требуют сложной подготовки, больших затрат и наукоемкой техники, они базируются и зависят главным образом от технического, программного, информационного, методического и организационного обеспечения, а программное обеспечение реализует функции накопления, обработки, анализа и хранения информации.

Итак, на основе рассмотренного определения мы выделяем понятие «Интернет-технологии».

Интернет-технологии - это технологии, определяющие средства и форму, в которых реализуется совместная деятельность людей при помощи Интернета и его услуг для достижения определенных целей. Данный вид технологий включает в себя главным образом разнообразные ресурсы, расположенные в большинстве своем на специальных веб-страницах, являющихся местом хранения информации.

Веб-страницы (от англ. “web pages”) - это один из самых распространенных и часто применяемых информационных ресурсов, представляющий собой страницы, связанные гипертекстом. Очень важно отметить, что, говоря об образовательных ресурсах сети Интернет, имеются в виду, как правило, веб-сайты, грамотное структурирование которых позволяет существенно повысить эффективность работы с информацией, вовлечь учащихся в исследование. К ним также относятся различные образовательные порталы и сайты. Образовательные порталы официально появились в Рунете («российский Интернет») с 2000 г. В настоящее время продолжаются работы по созданию их ресурсного наполнения. К примеру, был создан федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru . На нем приводится список остальных порталов, созданных по проектам Министерства образования, а также официальных сайтов-организаций системы образования.

К Интернет-технологиям относятся и прикладные средства, такие, как, например, электронная почта, средства мгновенного обмена сообщениями в режиме онлайн (ICQ, Skype, MSN и др.). Прикладные средства обеспечивают непосредственную передачу определенной информации (сообщения, письма, аудио-, видеофайлы и др.) и служат средствами общения в сети.

Для того чтобы правильно понять, оценить, разработать и использовать информационные технологии в различных сферах жизни общества необходима их предварительная классификация. Классификация Интернет-технологий зависит от многих критериев. Информационные ресурсы могут быть разделены по языковому признаку. В Интернете представлены практически все основные языки, но основным является английский. Отсюда появляется необходимость владения английским языком. Также возможна классификация и по территориальному признаку. Ряд сайтов представляет информацию для потребителей определенной страны или региона, доступ к ней возможен практически с любой точки мира. Очень удобной функцией на многих сайтах является выбор языка, на котором можно прочесть интересующую пользователя информацию.

По принципу нахождения в сети Интернет-технологии можно разделить на две основные категории:

1. Оффлайновые технологии - средства распространения сообщений, обеспечивающие коммуникации в режиме оффлайн (от англ. “off-line”) и допускающие существенную асинхронность в обмене сообщениями. К ним относятся списки рассылки, группы новостей и веб-форумы.

Списки рассылки (от англ. “mailing list”) являются одним из самых старых представителей интерактивных Интернет-технологий. Организация работы с этими технологиями не представляет никакой сложности. Для участия в них достаточно иметь собственный адрес электронной почты и знать адрес необходимого списка. На этот адрес посылается письмо, которое состоит из сообщений или каких-то определенных данных для пользователей списка рассылки. Множество образовательных и не только сайтов на сегодня предлагают такую услугу, чтобы пользователи могли быть всегда в курсе событий, происходящих на определенных сайтах.

Группы новостей (от англ. “news groups”) или телеконференции являются технически более развитым средством, чем списки рассылки и поэтому, часто, включают возможности последних. Главное отличие групп новостей от списков рассылки заключается в том, что пользователь может не получать их на свой компьютер по электронной почте, а может просматривать их прямо на «серверах новостей» (от англ. “news server”). Просмотр различных групп новостей становится более простым и оперативным по сравнению со списками рассылки.

Веб-форумы (от англ. “web forums” («сетевые форумы»)), представляя собой самый распространенный вид оффлайновых технологий, являются следующим этапом развития описанных выше технологий. В результате, привычные веб-страницы, которые по своей функциональности и средствам выразительности превосходят другие технологии, получают дополнительно достаточно высокие интерактивные свойства.

2. Онлайновые технологии - средства, обеспечивающие синхронный обмен информацией в реальном времени (от англ. “on-line”).

Сюда относятся «чат-каналы» (от англ. “chat channels” «разговорные каналы»), а также аудио- и видеоконференции. Растущая популярность этой технологии «живого общения» объясняется ее простотой, разнообразием выразительных средств (наличие функции встраивания в «кибербеседу» различных изображений, звуковых и видеофайлов и др.) и скоростью. Они хорошо влияют на развитие коммуникативных аспектов изучения английского языка, так как происходит живое общение на любом расстоянии. Однако минусом выступает разговорный стиль и, как правило, «нестрогая» орфография, компенсирующая скорость общения и экономию времени.

На сегодня в образовательной среде к числу самых популярных Интернет-технологий относят аудио- и видеоконференции.

Рассмотрим для начала специфику использования аудиоконференций. Аудиоконференции означают обучение, в котором используется коммуникация по телефону с целью передачи звуковых сигналов на расстоянии. Конференция может проводиться индивидуально - с одним учащимся, находящимся дома или в школе, но, как правило, проводится с группой учащихся. Обычно в виду ряда технических причин в аудиоконференции совместно участвует небольшое число сайтов. Для получения консультаций, обучающих материалов, проведения семинаров, лекций, дискуссий, собраний и много другого учащиеся и преподаватели общаются дистанционно, то есть удаленно на большом расстоянии. Однако, как показывает практика, аудиоконференция обеспечивает высокую эффективность и результативность каждого из таких видов дистанционной деятельности. Несмотря на высокотехнологичную аппаратуру, аудиоконференция легко поддается регулированию и не представляет особой сложности в технической модификации . При помощи аудиоконференций учащиеся могут совместно обсуждать определенные проблемы, связанные с изучением английского языка. Учителя могут дистанционно проводить лекции, организовывать семинары, практические занятия, быть всегда на связи с учащимися во время внеурочных занятий.

Видеоконференция - мероприятие, которое представляет собой собрание людей, часто находящихся на значительно большом расстоянии, организованное с помощью технических средств, специально созданных для проведения подобных мероприятий. Видеоконференцию также иногда называют «сеансом видеоконференцсвязи». Основное предназначение видеоконференции - передача изображения (видео) и звука между абонентами. В основе любой видеоконференции лежит возможность общения с удаленными собеседниками. Использование видеоконференций позволяет экономить время и деньги, затрачиваемые на переезды из города в город, повышает комфортность общения. Вариантами проведения видеоконференций могут быть следующие:

1. «Группа - удаленный пользователь» - когда каждый член группы видит изображение пользователя-абонента, принимающего участие в конференции.

2. «Группа - группа» - когда каждый член группы видит изображения остальных абонентов, принимающих участие в конференции.

Формат видеоконференции позволяет объединить учащихся не только из разных городов, но и из разных стран, что, безусловно, способствует частому обмену опытом, развитию исследовательской деятельности. Так как видеоконференции позволяют организовать дистанционное обучение в школах, вузах, для многих процесс обучения становится дешевле. Видеоконференции позволяют учащимся из разных стран повышать уровень своих знаний по разным аспектам за счет «живого общения» с иностранцами, носителями языка. В ходе такого общения в атмосфере непосредственного языкового общения, процесс направлен на развитие когнитивного, мотивационно-личностного компонентов исследовательской компетенции учащихся. Совместная деятельность, направленная на решение определенной задачи, требует самостоятельности в принятии решений, быстрой реакции, доброжелательности и множества других качеств, необходимых при познании другой культуры, налаживании контактов . Во время обсуждения выбранной темы на английском языке учащиеся могут совместно, командами или группами, выполнять определенные задания, участвовать в интеллектуальных региональных или международных соревнованиях, посещать выставки, музеи. При этом большую роль играет подготовка, которая происходит с преподавателем. Здесь же развиваются и деятельностно-операционный и интеллектуально-творческий компоненты. Когда учащиеся понимают значимость того или иного исследования, видят пользу в стремлении к победе на конкурсах и соревнованиях, исследовательская деятельность приносит большую пользу.

Наиболее важным признаком классификации информационных ресурсов сети является содержание информации, на что мы и опирались в данном параграфе нашей работы. Е.С. Полат выделяет три вида образовательных услуг сети Интернет: вещательные, интерактивные и поисковые .

К вещательным услугам относятся, как правило, электронные газеты и журналы. Данный вид выполняет ряд определенных функций, главными из которых являются функции информации и рекламы. В процессе отбора необходимой информации для изучения английского языка учащийся благодаря такому виду услуг развивает умения и навыки исследователя и всегда остается в курсе самых основных и актуальных событий в мире. Туда же можно отнести и электронные библиотеки, рассматриваемые как распределенные хранилища знаний, позволяющие развивать исследовательские умения, так как они представляют собой область исследований и разработок, направленных на развитие теории и практики сбора данных, их моделирования, управления данными и их распространения по сетям передачи данных.

К интерактивным услугам относятся электронная почта, телеконференции и IRC.

Электронная почта - средство оперативной коммуникации. При равном объеме переданной информации электронная почта оказывается почти на порядок дешевле обычной и во много раз оперативнее. Сюда же можно добавить средства обменами сообщений - ICQ, MSN, Skype и др. При наличии специальной веб-камеры собеседника также можно и видеть, что улучшает коммуникативный процесс с иностранцем.

Телекоммуникационные конференции больше развивают интерес к исследованиям, чем, к примеру, гипертекст обычного сайта. Телеконференции в основном позволяют трем или более участникам, находящимся в двух или более географически разделенных местах, общаться друг с другом с помощью электронных средств. Отсюда различия между телеобучением и обучением «лицом к лицу», так как все нормы классного преподавания должны быть переданы через звуковые и графические компоненты с целью обеспечения гарантии эффективности и интерактивности телекоммуникации. В процессе работы ставятся задачи, включающие передачу информации, решение проблем и генерацию идей, выдачу и прием информации, задавание вопросов и обмен мнениями. Очень важно отметить, что успех телеконференции во многом зависит от творческих умений и навыков преподавателя. В западных странах, где развитие телекоммуникаций происходит с некоторым опережением, использование онлайновых телеконференций стало одним из основных средств дистанционного обучения. Телеконференция позволяет организовать коллективную работу учащихся, реализовать методы с использованием ролевых игр, интеллектуальных соревнований. Все это становится возможным благодаря реализации на основе телеконференции виртуального класса. Эта технология имеет огромный потенциал для использования в образовании.

IRC (от англ. “Internet Relay Chat”) - средство для переговоров в реальном времени, которое дает возможность общаться с другими пользователями во всем мире вне зависимости от того, на каком расстоянии они находятся от учащегося.

К поисковым услугам, которые являются, по нашему мнению, ключевыми технологиями при формировании исследовательских умений и навыков, относятся каталоги сайтов, поисковые системы, энциклопедии, базы данных, словари, справочные издания и справочные службы.

В базах данных часто содержатся кроме текстовой информации также другие виды информации. Интернет-ресурсы образовательного и научно-образовательного назначения, оформленные в виде электронных библиотек, словарей и энциклопедий, пользуются особой популярностью, поскольку они предоставляют открытый доступ к полным информационным ресурсам, представленным в электронном виде. Туда входят учебники, учебные пособия, исторические источники, справочные издания, хрестоматии, художественные произведения, научно-популярные статьи, архивы разных стран, документы и др. Как правило, подобные ресурсы сети Интернет оснащаются достаточно подробными каталогами, а также системами поиска нужных материалов. Самостоятельное приобретение знаний, умение применять полученные знания при решении разнообразных познавательных, а также практических задач - суть поисковых услуг Интернет в образовании. Современному образовательному процессу необходима разносторонняя познавательная деятельность, основанная на использовании разнообразной информации, отражающей разные точки зрения. Важно формировать самостоятельность мышления, умение выстраивать доказательность, аргументированность своей позиции.

Справочные издания являются важным средством для самообразования. Главная их особенность и преимущество состоит в том, что информация располагается в удобном порядке, что обеспечивает быстрый поиск. К справочным изданиям относятся словари, энциклопедические издания и справочники. Многочисленные энциклопедические сайты, многоязыковые словари, справочники, справочные службы открывают перед учащимися колоссальные перспективы в развитии своих интеллектуальных, а, следовательно, и исследовательских умений, навыков и способов деятельности. В настоящее время это особенно важно, так как в рамках обычного урока практически не удается объяснить все важные аспекты, касающиеся изучения предмета иностранный язык. Во время внеурочной деятельности учащийся может восполнять пробелы в знаниях, дополнять их, обогащать свой умственный потенциал. Системный и межпредметный характер иностранного языка требует непрерывного и частого изучения. Если учащемуся встречается неизвестное слово, он может справляться в различных онлайновых словарях о его значении, произношении, происхождении, частоте употребления и т.п. Мириады полезных образовательных поисковых ресурсов делают возможным всестороннее изучение языка. Главным здесь выступает мотивация и желание учащихся.

Среди информационных ресурсов сети следует особо выделить обучающие олимпиады и телекоммуникационные проекты.

Дистанционной олимпиадой называется соревновательная групповая вопросно-ответная игра, направленная на внедрение в учебный процесс во внеурочное время проектного метода обучения. Достоинства такой формы проведения олимпиады сводятся к следующему:

Исследовательский характер;

Мотивация и желание учиться;

Стимулирование интереса к иностранному языку с помощью Интернет-технологий;

Стимулирование активности, самостоятельности и творчества учащихся при подготовке вопросов, в работе с литературой, внеклассной работе;

Развитие навыков коллективной работы участников олимпиады;

Сотрудничество между учащимися и учителем.

Телекоммуникации являются мощным средством для обучения и познания, а самое главное - средством дистанционной передачи информации, что позволяет осуществлять контакт представителей разных языковых культур. Органической частью телекоммуникаций являются компьютерные коммуникации, которые передают информацию с одного компьютера на другой при помощи телефонной и спутниковой связи . Использование телекоммуникаций позволяет привлечь к разработке и научному руководству исследовательскими проектами, консультациям участников лучших специалистов в области исследований из научно-исследовательских и академических институтов вне зависимости от их географического местонахождения. Это позволяет также углубляться в изучение тех аспектов базового образования, которые являются недостаточно освещенными. Благодаря этому, телекоммуникационные образовательные проекты могут сочетать в себе качественное предметное наполнение и возможность оперативного общения с использованием современных средств обмена информацией при решении образовательных и научно-практических задач. Учебный телекоммуникационный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Специфика телекоммуникационных проектов заключается, прежде всего, в том, что решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, требуется, как правило, более глубокая интеграция знания, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры и менталитета партнера.

Телекоммуникационные проекты связаны с изучением иностранных языков самым тесным образом, что является особенно актуальным в международных проектах, и потому вызывает большой интерес участников. В качестве примера можно привести типологию, ориентированную на изучение иностранных языков: лингвистические проекты направлены на изучение языковых особенностей, изучение языковых реалий (идиом, неологизмов, поговорок и т.п.), изучение фольклора; филологические проекты направлены на изучение этимологии слов, литературные исследования, исследования историко-фольклорных проблем; страноведческие проекты предполагают развитие языковых и речевых умений и навыков на более или менее продвинутом уровне владения языком посредством организации межкультурного общения с целью ознакомления с особенностями культуры, литературы, традиций, истории, географии, экономики, политики, государственного устройства зарубежных стран и т.д.

Практически все виды международных проектов ведутся на иностранном, в большинстве случаев английском языке и потому представляют, помимо возможности реализации дидактических или методических задач, дополнительный интерес, поскольку они создают условия для реальной языковой среды, на базе которой формируется потребность в общении и изучении иностранного языка.

Знание и изучение иностранного языка занимает важное место в работе с Интернет-технологиями, так как сегодня расширились границы нашего государства в разных отношениях, российские учащиеся получили больше возможностей обучаться и работать в других странах. Обучение английскому языку становится необходимым для полноценного профессионального образования в этой сфере деятельности. Интернет в качестве нового альтернативного средства позволяет найти интересующие статьи на иностранном языке, иллюстрации любых достопримечательностей страны изучаемого языка, аудиоинформацию по любой теме и многое другое. С помощью Интернета можно решать разные дидактические задачи: формировать умения и навыки чтения, используя современные материалы из сети, совершенствовать умения и навыки письменной речи, пополнять словарный запас, формировать устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Возможности Интернет-технологий могут быть направлены на налаживание и поддержание контактов и дружеских связей с учащимися из других стран. Интернет-технологии способствуют раскрытию потенциала творческой личности в процессе занятиями исследованием, а также помогают учащимся проявить свои индивидуальные качества в процессе работы.

Таким образом, настоящая ситуация, сложившаяся в сфере образования предусматривает использования на уроках и во время внеурочной деятельности Интернет-технологий. Выявленные нами положительные стороны информатизации школьного образования позволяют сделать вывод о том, что школы необходимо оснащать Интернет-технологиями, учащимся и учителям следует использовать огромные образовательные возможности Интернет, по-новому организовывая процесс обучения, направляя усилия на формирование у учащихся самостоятельного творческого мышления. В век бурного информационного развития многочисленные виды Интернет-технологий предоставляют большие возможности для развития творческих и исследовательских умений и навыков. Все это развивает самостоятельность в изучение языка, формирует информационную, языковую, исследовательскую компетенции учащихся, способствует развитию аналитических способностей. Однако нельзя не отметить, что использование информационных технологий будет эффективным только в том случае, если будет сформировано правильное представление о месте и роли данных технологий в учебном процессе.

Анализ и изучение теоретических источников по исследованной проблеме позволили нам сделать следующие выводы:

1. Исследовательская компетенция учащихся - это необходимое личностное качество учащегося, включающее в себя умения и навыки воспитания творчески активной личности, направленное на развитие способности и готовности к самообразованию.

2. В структуру исследовательской компетенции учащихся входят когнитивный, мотивационно-личностный, деятельностно-операционный и интеллектуально-творческий компоненты.

3. Современное состояние школьного образования предполагает использование основных средств Интернет.

4. Интернет-технологии выступают как наиболее эффективное средство в формировании исследовательской компетенции учащихся на уроках английского языка.

5. Рациональное применение различных видов Интернет-технологий на уроках английского языка способствует эффективному формированию исследовательской компетенции старшеклассников.

В первой главе нами было раскрыто содержание, сущность, структура, специфика понятия «исследовательская компетенция», а также был проведен анализ состояния проблемы на современном этапе, рассмотрен социальный аспект формирования исследовательской компетенции. Нами были выявлены возможности формирования исследовательской компетенции основными средствами Интернет-технологий и была рассмотрена их роль.

Английский язык – доминирующий язык Интернета. Интернет в свою очередь становится доминирующим средством изучения английского языка. Сегодняшняя реальность – это быстрые и динамичные изменения способов и методов изучения языка. С постоянным развитием Интернета, создается ранее не имеющая аналогов среда для коммуникации, управления информацией, для развития новых форм социального взаимодействия, без каких либо границ. Интернет дает возможность самостоятельно приобретать знания и делиться ими с другими. Технологии MP3, iPod, Skype и PDAs, а так же различные блоги и подкасты, обеспечивают огромное разнообразие коммуникативных, информационных средств, литературы, новостей и других материалов языкового содержания, доступных в любом месте и в любое время.

Все это звучит очень убедительно, тем не менее, давайте разберемся, какие преимущества и недостатки, а так же потенциальные проблемы существуют сегодня при использовании Интернет ресурсов с целью изучения иностранного языка.

Наиболее актуальной проблемой сегодня является то, что Интернет не всегда доступен всем ученикам и учителям. Согласно статистическим данным Всемирного банка, использование Интернета напрямую зависит от финансового состояния страны. Например, общий процент пользователей сети Интернет в Швеции составляет 75.6 %, 61.4 % – в Голландии, 68.7 % – в Японии, 50 % – в Германии, 17.7 % – в Греции, 14.2 % – в Турции и всего лишь 11.1 % в России. Итак, всего 11 % россиян имеют Интернет, что существенно усложняет задачу учителя. Второе – отсутствие навыков пользования Интернетом, третье – не все темы предлагаемые Интернетом приемлемы для детей школьного возраста, и, наконец, чересчур большое количество информации зачастую только усложняет задачу и уводит от конкретной темы.

Каковы же преимущества Интернета? В первую очередь Интернет заставляет учеников использовать английский язык в повседневной жизни и обеспечивает функциональные коммуникативные события. Коммуникация с носителями языка позволяет ученикам практиковать определенные навыки, такие как ведение переговоров, убеждение, разъяснение значения, требование информации, и привлечение в настоящее, подлинное обсуждение. Интернет дает возможность совместного приобретения знаний, путем переписки, обмена информацией и затем сравнения и оценивания. Интернет это – полезная среда для коммуникации с носителями языка в режиме онлайн, что позволяет не только формировать, развивать и совершенствовать навыки письма, чтения, говорения и аудирования, но и помогает улучшить компьютерные навыки (keyboarding, создание и хранение файлов, интернет-поиск и др.). Учитель, который является руководителем, дает задание и как бы отступает на второй план, давая ученику возможность работать самостоятельно, лишь корректируя и направляя его действия, что очень важно сегодня, так как одно дело знать язык, и совсем другое дело уметь им пользоваться.

Конечно, Интернет сегодня доступен не всем, но если есть возможность пользоваться его услугами, можно за год научить детей не только пользоваться поисковыми системами, печатать и редактировать тексты и пользоваться электронной почтой, но и создавать творческие продукты с помощью таких программ, как Power Point, Movie Maker и др.

Давайте рассмотрим следующие ситуации.

  1. Учитель дает задание написать небольшое сочинение c элементами анализа по теме “Drugs – start and finish”. Предварительно тема обсуждается на уроке. На этапе обсуждения очень важно вызвать у учащихся интерес к данной теме, а залогом успеха является выбор самой темы. Она должна быть актуальна и соответствовать возрастным интересам детей. На следующем этапе ученики дома ищут, находят и обрабатывают информацию, с целью получения конечного продукта – небольшого сочинения. Казалось бы, все, отпечатали и передали учителю, а нет! Необходимо переслать эссе по почте через Интернет. Эссе должно быть отослано в форме приложения к письму, адресованному учителю. Таким образом, учитель с помощью одного задания, дает целый комплекс задач, для решения которых необходимо владеть различными навыками: поисковое чтение с извлечением информации, составление письменного высказывания с элементами анализа, составление официального письма, работа с Интернет ресурсами, работа с электронной почтой и т.д.
    Давая подобные задания необходимо заранее лимитировать количество слов, постепенно отрабатывая навык письма, владея которым ученик сможет грамотно выражать свои мысли, контролируя объем письменной работы.
    После проверки учитель выставляет отметку, дает рекомендации, отвечая на письмо по электронной почте. Таким образом, учебный процесс как бы выходит за пределы классного кабинета, становится виртуальным, и ребенок, приходя домой, с интересом открывает свой почтовый ящик, для того, чтобы узнать, ответил ли ему учитель.
    Такого рода задания повышают интерес учащихся, возникает своего рода диалог между учащимися и учителем, более тесный личный контакт, что психологически очень важно для ребенка.
  1. Для следующей ситуации необходим кабинет информатики, с наличием компьютеров и Интернета. Каждый ученик получает задание составить и заполнить таблицу примерно следующего содержания (тема и количество запрашиваемой информации может варироваться в соответствии с уровнем подготовленности детей и темой, изучаемой на данном этапе учебного процесса):

Angelina Jolie

Date of birth
Place of birth State:
City:
Marital status Husband:
Children:
Height
Weight
Education
Profession
Filmography
First film
The latest shooting project
Awards
Famous quote

Учитель дает задание, используя любую англоязычную поисковую систему, прямо на уроке найти необходимую информацию. На задание отводится определенное время, по истечении которого дети должны переслать заполненные таблицы учителю по электронной почте. Время, отведенное на выполнение данного задания можно постепенно сокращать.

Работая индивидуально, без помощи родителей или учителя, ребенок учится сам находить и сортировать информацию. Одновременно, вместо того, чтобы дома автоматически заучивать новый лексический материал, ребенок на уроке с удовольствием его запоминает.

  1. Как нудно учить стихи наизусть, тем более на иностранном языке! Этот процесс, который все мы так не любим, можно превратить в увлекательное творческое соревнование.
    Как привить современному ребенку любовь к поэзии? Творческая работа, осуществляемая в группе под умелым руководством учителя – наилучший способ добиться успеха.

Вильям Шекспир
Сонет 18.

Shall I compare thee to a summer’s day?
Thou art more lovely and more temperate;
Rough winds do shake the darling buds of May,
And summer lease hath all too short a date;
Sometime too hot the eye of heaven shines,
And often is his gold complexion dimm’d;
And every fair from fair sometime declines,
By chance or nature’s changing course untimm’d.

Великолепно! Но сложно. Каковы же наши действия?

Делим класс на две или три творческие группы. Даем задание создать музыкальный клип на основе сонета. Дети, используя Интернет ресурсы, подбирают музыку, изображения и для каждой строки сонета создают слайд. Таким образом, они досконально изучают каждую строку, вникают в смысл, дискутируют, обмениваются информацией, консультируются с учителем. В этот процесс можно вовлечь коллег и родителей, они могут стать членами жюри и оценить работы детей. В результате мы имеем совместный творческий продукт и сонет Шекспира, который дети будут помнить всю жизнь!

Таких примеров использования Интернета много, любой учитель, пользующийся современными технологиями, конечно же, владеет солидной папкой методических наработок. Однако, осуществляя учебный процесс с помощью Интернета, необходимо учитывать следующее:

  1. Интернет не может полностью заменить классическую форму обучения и живое общение учителя и ученика.
  2. Использование Интернет ресурсов не всегда приветствуется родителями.
  3. Эффективность использования Интернета зависит от грамотного подбора материала и компетенции учителя в данной сфере.

Заключение

Цель обучения иностранному языку – это практическое владение языком, позволяющее осуществлять коммуникативную деятельность. Целью использования информационных технологий в работе учителя английского языка является повышение мотивации учеников к изучению предмета, рост их познавательного и коммуникативного интереса, подготовка учащихся к самостоятельной работе и общению с носителями языка.

Современный учитель – это, безусловно, учитель, пользующийся Интернет ресурсами.

Библиография

  1. “Teaching English with Information technology. How to use Internet and IT when teaching for professional English language teachers”, David Gordon Smith and Eric Baber, 2003.
  2. “The Use of Internet in ESL Learning” Selami Aydin, 2007.
  3. “English Language Learning and Technology”, Carol Chapelle, Cambridge University Press, 2005.
  4. “Computer-assisted language learning Context and Conceptualization”, Michael Levy, Oxford Linguistics, 1997.

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Таксимовская Средняя Общеобразовательная Школа №1 имени А.А. Мезенцева «Пути изучения английского языка с помощью Интернет»

Выполнила

Кириленко Анастасия Сергеевна

Ученица 6 «Б» класса

МБОУ ТСОШ №1

Имени А. А. Мезенцева


Цель исследования : изучение и выявление доступных и эффективных путей изучения английского языка с помощью Интернет.

Актуальность : Определяется возрастающей значимостью английского языка в жизни современного общества.

Темой исследования стали вопросы, связанные с выяснением наиболее популярных путей изучения иностранного языка при помощи Интернет.

Объект исследования: способы изучения английского языка в Интернете.

Предмет исследования : видео уроки «Полиглот» и И. Шипиловой при изучении английского языка школьниками средней ступени обучения.


Пути изучения английского языка с помощью Интернет.

Способы изучения

Дистанционное обучение

Аудиокниги

Уроки по Skype

Видео уроки



Преимущества

Недостатки

  • Возможность создания гибкого и удобного графика занятий.
  • Экономия. Даже если видео уроки платные, они все равно дешевле индивидуальных уроков.
  • Обучение является интересным и позволяет применение разнообразного медийного материала, за счет чего усвоение материала идет лучше.
  • Исключение личного контакта с преподавателем и с другими учениками, что в некоторых случаях поможет избавиться от психологического дискомфорта.
  • Отсутствия влияния преподавателя на ученика, за счет чего теряется контроль и часто эффективность занятий.
  • Ухудшение усвоения материала из-за отсутствия физического взаимодействия. Мимика и жесты преподавателя, а также его голос, тоже задействуют на запоминание материала.
  • Необходимость качественной интернет связи, чтобы занятие не прерывалось и приносило максимальную пользу и эффективность.

Преимущества

Недостатки

  • Гибкость - студенты могут получать образование в подходящее им время и в удобном месте;
  • Дальнодействие - обучающиеся не ограничены расстоянием и могут учиться в независимости от места проживания
  • Экономичность - значительно сокращаются расходы на дальние поездки к месту обучения.
  • Отсутствие реального, «людского» общения между учениками и преподавателями.

Результат обучения напрямую зависит от самостоятельности студента.

  • Необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т.д.)
  • Отсутствие практических занятий, необходимых для закрепления теории и более качественного усвоения знаний.
  • Отсутствует регулярный контроль со стороны над обучающимся.
  • Обучающие электронные программы и курсы не всегда хорошо разработаны и удовлетворяют всем международным требованиям.
  • В дистанционном образовании обучение ведется в основном только в письменной форме. Для некоторых студентов отсутствие возможности и требований излагать свои знания в устной форме может повлечь за собой некачественное усвоение знаний и множество других проблем.


Преимущества

Недостатки

  • Занятия в свободном графике.
  • Меньше нагрузки на зрение.
  • Возможно параллельно, при прослушивании, заниматься другим делом, возможность слушать и изучать в различных местах и обстановках.
  • Отсутствие «обратной связи». При самостоятельной работе вам никто не подскажет, что вы делаете не так. Никто не исправит не правильное произношение. Никто не выслушает ваш рассказ.
  • Тяжело подобрать качественную книгу.
  • Придется прослушать несколько книг, чтоб понять понятно ли вам чтение «учителя», устраивает ли объяснения, голос и т.д.
  • Самообучение будет зависеть только от вас, качество может не оправдать старания.

Уроки по Skype - изучение материала с учителем с помощью программного обеспечения Skype.

Skype – бесплатное программное обеспечение, обеспечивающее текстовую, голосовую связь и видеосвязь через Интернет между компьютерами.


Преимущества

Недостатки

  • Экономия времени, т.к. занятия могут происходить в любом месте, где есть компьютер (ноутбук) и подключение к Интернету.
  • Занятия можно продолжать, находясь в командировке или отъезде.
  • Возможность практически мгновенно отправить необходимые материалы - текст, таблицу, аудио, видео, презентацию и т.д.
  • Возможность заниматься с преподавателем из любого уголка мира.
  • Экономя на проезде в общественном транспорте, метро и на автомобиле.
  • Обратная связь, возможность непосредственного общения с учителем.
  • Сложности с выполнением некоторых видов упражнений, которые могут потребовать дополнительного программного обеспечения.
  • Возможное наличие технических проблем с интернет- соединением, микрофоном, вебкамерой, самим компьютером и т.д.
  • Дополнительные занятия с компьютером могут негативно сказаться на его здоровье.
  • Дороговизна.


Преимущества

Недостатки

  • Возможность заниматься в любое время.
  • Сайт дает закрепление материала (повторение-мать учения).
  • Нет обратной связи.
  • Некому контролировать процесс обучения.
  • Трудно найти подходящий сайт для обучения.

Мною в школе был проведён опрос среди учащихся 6-7 классов. Им предлагалось ответить на вопрос: Какой по вашему мнению наиболее удобный способ изучения иностранных языков с помощью Интернет? Было опрошено 43 человека.

Результаты опроса:


Так же мною был проведен опрос среди пользователей Интернет. Им предлагалось ответить на вопрос: Какой по вашему мнению наиболее удобный способ изучения иностранных языков с помощью Интернет? Было опрошено 58 человека.

Результаты опроса:


Просмотрев все отзывы в нашей школе и в Интернете, я смогла выявить наиболее известные и распространенные видеокурсы.

  • Полиглот. Интеллектуальное реалити-шоу, интенсивный курс изучения английского языка. Преподаватель - Дмитрий Петров - полиглот (в его активе более 30 языков) психолингвист, синхронный переводчик, автор методики интенсивного обучения иностранным языкам, автор книги "Магия Слова".Метод Дмитрия Петрова - не приступать к языку, а проникать в него, почувствовать себя комфортно в новой языковой среде.
  • Ирина Шипилова. Немало известный видеоблогер. У Ирины есть свой канал на YouTube, на котором она преподает 4 языка: английский, испанский, итальянский, немецкий. У неё очень увлекательные и интересные уроки.

Исследование «Сравнительный анализ наиболее популярных способов изучения английского языка, видео уроках «Полиглот» и «Ирины Шипиловой, выявление наиболее эффективного.

Для проведения эксперимента было создано две группы: одна группа учащиеся 6а класса (5 чел), а вторая группа из 6б (5 чел). Были выбраны учащиеся, изучающие английский язык и имеющие некоторые проблемы в изучении. Первая группа учащихся занималась по курсу «Полиглот», вторая – по «Ирине Шипиловой» в течение двух недель. Результатом нашей работы стало, то, что наиболее эффективным курсом для учащихся 6 классов оказался курс «Ирины Шипиловой». Ребята, изучающие этот курс, справились с первым и со вторым тестом с минимальным количеством ошибок. Курс «Полиглот» оказался достаточно сложным для учеников данной возрастной категории.


Результаты теста

«И. Шипилова»

«Полиглот»


  • Среди огромного количества интернет ресурсов для изучения английского языка можно выбрать для себя тот, который нужен тебе, если знать его плюсы и минусы,
  • видео уроки наиболее удобный и приемлемый способ изучения английского языка, поскольку:
  • дает вам возможность самим подобрать себе преподавателя, установить график занятий и др.
  • Обучение проходит с помощью наглядных пособий.
  • Бесплатно.
  • Если будете прилагать максимум сил и интереса обучение будет быстрым и эффективным.

3. Видео уроки И. Шипиловой – наиболее популярный и эффективный способ изучения английского языка для учеников средней ступени обучения.

4. Мы составили перечень доступных и полезных, для изучения английского языка, образовательных сайтов Интернета (Приложение 2).

5. Интернет - технологии не заменят живого общения учителя и ученика.


Знание иностранного языка позволяет увереннее чувствовать себя в современном мире. Можно не дожидаться пока отечественные издательства переведут книжку, а телекомпании сериал. В целом, например, англоязычный мир более богат на актуальную и полезную информацию. Может ли Интернет помочь в изучении иностранного языка?

Думаю, что да. Здесь нам на помощь приходят:

Информагентства

BBC . Уроки английского языка есть на русскоязычной версии BBC (на англоязычной версии есть уроки и других языков). Здесь вы сможете найти идиомы, аудио и видеокурсы, советы по ведению деловой переписки.

«Голос Америки» . На сайте «Голоса Америки» есть раздел для изучающих английский язык. Каких-то уроков и правил тут найти не удастся, но зато вы получите огромное количество аудиоматериала. Особенностью VOA является то, что все тексты читают аккуратно, с удобной для изучающих скоростью и снабжены транскрипцией. Можно сначала прослушать текст, а потом прочитать, чтобы узнать, «правильно» ли ты понял услышанное.

В зависимости от того, какой язык вы изучаете, стоит посмотреть сайты государственных медиа-компаний. Правительства часто пропагандируют изучение государственных языков.

Онлайновые курсы

Существует немало сайтов с языковыми курсами. В качестве примера приведу ресурс с неблагозвучным названием . Содержащиеся здесь курсы разбиты на несколько уровней. Новичкам начинать стоит с «101», дающим базовые данные. Для английского языка на LiveMocha создано 4 курса общей продолжительностью в 160 часов. Главное преимущество сервиса - активное сообщество пользователей.

Недавно открылся ресурс Mango . Здесь можно изучать французский, итальянский, немецкий, китайский, японский, греческий и др. языки. Для каждого курса предусмотрено около сотни уроков.

Подкасты, вебкасты и аудиокниги

Подкасты хороши тем, что позволяют «привыкнуть» к «чужой речи». Они еще и удобны - не надо ходить и регулярно проверять сайт в поисках обновлений, поскольку на подкаст можно подписаться. Подкасты лучше брать по интересующей вас тематике.

Скачать подкасты можно как в iTunes, так и на многочисленных сайтах. Мне нравятся подкасты New York Times. Они не часто, но регулярно выходят (большинство раз в неделю), удобны в прослушивании (дикторы не спешат, фоновая музыка звучит негромко).

Если вы студент, то стоит изучить сайты американских университетов. Они все чаще делают общедоступными аудиоверсии лекций. Взгляните, например, соответствующий раздел университета Беркли (Berkeley). Большое количество предметов, лекций и аудоматериала.

Бичом крупных городов являются пробки. Когда речь заходит о Москве проблема осложняется масштабом этого города, некоторые люди на дорогу на работу тратят 1,5 — 2 часа. Это довольно много, почему бы не провести время с пользой? Вы можете слушать аудиокниги на английском. Одним из крупнейших легальных хранилищ аудиокниг является AudioBooksForFree.com . Здесь очень большой набор книг - от Вудхауза до Джека Лондона, от классики до триллеров.

Интернет хоть и не заменит живое общение и тот опыт, который получишь, живя в стране, чей язык изучаешь, но дает все же немало. Фактически, нужно одно - желание учиться.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность - тема данного исследования: «Пути изучения английского языка с помощью компьютера и Интернета» обусловлена необходимостью применения новых информационных технологий и недостаточной изученностью таких языковых программ. В современном обществе мы всё чаще убеждаемся в необходимости овладения иностранным языком в связи с растущей потребностью в нём для получения перспективной профессии, для путешествий, просто для общения, так как границы между странами стираются, и мы получаем возможность контактов с иностранцами.

Каждый, кто когда - либо пользовался компьютером, согласится с тем, что это устройство по сути своей изначально интерактивно. Таким образом, компьютер - это наиболее подходящий помощник в обучении языку, целью которого является общение. Особенно успешно система обучения с помощью компьютера стала развиваться в последнее время в связи с появлением CD - ROM (программ, записанных на лазерных дисках) и популяризацией сети Интернет.

Цель исследования: выявить и провести апробацию существующих сегодня путей компьютерного изучения языка.

Задачи:

1) раскрыть многообразие форм применения компьютера и программного обеспечения в овладении английским языком;

2) составить перечень образовательных сайтов по английскому языку в Интернете;

3) провести анкетирование, чтобы выявить мнения учащихся школы об использовании компьютера на уроках и дома;

4) проверить на личном опыте эффективность некоторых обучающих программ.

Предметом исследования стали различные обучающие программы и сайты для изучения английского языка в Интернете, а объектом - анализ их эффективности.

Гипотеза: «Если использовать компьютер и Интернет в процессе изучения иностранного языка, то можно добиться положительных результатов».

В работе были использованы методы:

    поиск информации, подбор программ и сайтов по изучению английского языка;

    анкетирование для выяснения эффективных форм самостоятельной работы учащихся с компьютером;

    самостоятельная апробация некоторых сайтов и программ и анализ их эффективности.

    Теоретическая часть.

    1. Роль компьютеров в нашей жизни.

Жизнь современного человека, идущего в ногу со временем, немыслима без компьютеров и цифровых технологий. В наше время, практически все сферы человеческой деятельности, так или иначе, связанны с компьютерами. Несомненно, с течением времени вычислительные устройства будут совершенствоваться и уже никогда не уйдут из нашей жизни. Компьютер представляет собой одно из самых удивительных и значительных достижений человеческого труда и мысли. Для большинства из нас компьютер не роскошь, а неотъемлемое средство домашней или рабочей обстановки. Применение компьютера как инструмента для работы с информацией очень разнообразно и многогранно. Он может за несколько секунд просмотреть электронную библиотеку и найти требуемую информацию. Компьютер помогает вам, учит, развлекает.

Многие компьютеры во всем мире объединены специальным образом в компьютерные сети. Самой большой популярностью пользуется сеть Интернет. С ее помощью передается большое количество технических документов, журнальных статей, деловых писем, стихотворений и прозы, мнений и взглядов, игр и шуток, словом все, что можно преобразовать в компьютерную информацию и переслать по каналам связи. При этом Вам гарантирован быстрый и безошибочный обмен информацией, быстрый доступ к ней и ее обработка.

2.2 Преимущества владения английским языком и использование компьютеров на уроках иностранного языка.

Английский язык- самый изучаемый в мире. На английском языке говорит большая часть населения земного шара, что дает возможность людям из разных стран общаться. В современном мире уже не задается вопрос: нужно ли говорить на английском языке: на английском языке общаются все. Владение английским языком очень важно с современном мире, ведь это необходимо для успешного карьерного роста. Специалист, владеющий английским языком, имеет возможность получать информацию из иноязычных источников, он может получить международное образование, ему обеспечен успешный карьерный рост, свободное общение в любой стране мира.

Использование компьютера на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор. Самый распространённый способ использования компьютера — презентации PowerPoint. Они очень информативны, красочны и интересны.

Неоценимую помощь в изучении различных лингвострановедческих тем оказывают электронные учебники, библиотеки, галереи. Возможности мультимедийных технологий позволяют ученику окунуться в виртуальный мир и увидеть то, что может быть только написано в книге. Электронные галереи позволяют просмотреть произведения великих художников, не сходя с места, а библиотеки стран позволяют посетить все места на земном шаре. Все это пригодится не только на уроке, но и в дальнейшей жизни.

Сейчас имеется большое разнообразие современных мультимедийных учебников, где можно найти достаточно упражнений для учащихся всех возрастов и разных уровней знаний. Большую помощь в проведении фонетических зарядок оказывает учебная программа «Профессор Хиггинс» «Английский без акцента» и также ряд других мультимедийных учебников. Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися на слух и зрительно. Учащиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию.

Тексты для аудирования на страноведческие темы в средних и старших классах можно подобрать из мультимедийного учебника «Английский базовый курс», в котором около 60 текстов на различные темы по истории, культуре и быту Великобритании и США. Тексты эти довольно интересные и содержательные.

Очень прост в применении и легко усваивается мультимедийный учебник «English Course». В нём имеется большой выбор диалогов на самые разные темы, например, «Еда», «Магазины», «Футбол», «На дискотеке», «Покупка» и т. д. Он скорее предназначен для индивидуальных занятий - для желающих быстрее научиться основным разговорного английского языка.

Всем известно об обучающих возможностях игр. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность игр на процесс обучения. Наряду с устными играми, можно использовать также мультимедийный курс «Учим английский язык». Здесь имеется большое разнообразие лексических игр, где заучиваются написание слов, их переводы и произношения. Все игры сопровождаются красочными картинками. Хотя он рекомендуется детям от 3-х до 8-и лет, но интересны и учащимся старших возрастов.

Программа «Bridge to English» имеет также ряд вспомогательных справочников: англо-русский словарь, грамматические и фонетические справочники. Упражнения в данной программе подобраны так, что они «захватывают» ученика, вызывают у него желание узнать «что же будет дальше», а также сколько баллов он наберёт за выполнение того или иного упражнения и какую оценку ему поставит компьютер. За каждый вид работы, за каждое выполненное упражнение компьютер громко объявляет оценку: «excellent» или «very good», «not bad», «bad»

    1. Возможности Интернета в изучении английского языка.

Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Несомненно, необходимо использовать современные возможности электронного обучения при обучении и совершенствовании английского языка. В сети Интернет есть множество обучающих сайтов, посещая которые можно получать лекции и уроки по языку; общаться онлайн с языковым учителем, с носителями языка; участвовать в групповых дискуссиях; пользоваться словарем и грамматикой; определять свой уровень знаний с помощью различных языковых тестов; просматривать видео; получить доступ ко многим электронным изданиям на английском языке; читать комментарии после статей на английском языке; пополнить и расширить словарный запас; иметь доступ к актуальной информации, которая обновляется каждый день; экономить время и деньги.

С развитием Интернета возможности для изучения английского языка значительно увеличились. В связи с тем, что английский язык распространен во многих частях мира, Интернет - пространство наполнено информацией на английском языке, что также выполняет обучающую роль. Именно Интернет считают техническим прорывом последних десятилетий, который оказал очень сильное влияние на развитие образовательных технологий. Кроме того, что в сети Интернет выложено множество рекомендаций и образовательных материалов, технические возможности всемирной паутины предоставляют возможность проводить образовательные занятия непосредственно в сети. В сети можно найти почти все методические материалы для изучения английского языка, онлайн тесты и мультипликационные материалы. Все это повсеместно используется в изучении английского языка. Интернет пространство позволяет сразу же в сети применять на практике свои знания английского языка. При помощи сети Интернет человек может общаться с жителями различных стран и представителями различных этнокультурных общин, таким образом, не только улучшая свое знание языка, но и совершенствуя навыки восприятия английской речи у представителей различных народов. При помощи общения в сети человеку нет необходимости моделировать ситуацию или ролевую игру, поскольку он уже находится в живом общении. Также многие преподаватели английского языка рекомендуют использовать сеть Интернет для манипулирования формулами речевого этикета, поскольку при живом общении речевой этикет усваиваться быстрее, поскольку Вы оказываетесь в настоящей языковой среде.

Мы можем использовать Интернет:

Для самостоятельного поиска информации в рамках работы над темой урока;

Для самостоятельного изучения, углубления, ликвидации пробела в знаниях, умениях, навыках;

Для самостоятельной подготовки к ЕГЭ.

Кроме того, во внеурочной деятельности учащиеся могут самостоятельно работать над совершенствованием своих знаний в области иностранного языка. Для этого в сетях существует множество разнообразных курсов для разных категорий учащихся, предназначенных для самообразования или обучения под руководством преподавателя.

Участие ребят в телеконференциях, в том числе онлайновых, чатах, в которых принимают участие школьники из разных стран мира, - дополнительная, очень интересная и полезная возможность новых контактов в реальной речевой практике. Пока данный вид обучения языку недостаточно изучен, но это лишь вопрос времени. В ходе дискуссий, бесед идет не только обмен информации по той или иной проблеме, но и знакомство с какими-то элементами другой культуры.

На обучающих сайтах можно найти задания, с помощью которых выучить или повторить различные разделы грамматики английского языка, выполнить лексические упражнения. На сайтах подробно описываются все грамматические правила, приводятся практические примеры, представлены аудиоуроки, которые очень полезны для изучения разговорного английского языка, есть возможность изучение английских слов с помощью ассоциативных картинок.

Таким образом, используя информационные ресурсы сети Интернет, можно достичь следующих результатов:

б) совершенствовать произносительные навыки;

в) совершенствовать грамматические навыки;

г) услышать и поработать с аутентичными звуковыми текстами сети Интернет;

д) пополнять свой словарный запас лексикой современного английского языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;

е) ознакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиции страны изучаемого языка.

    1. Преимущества изучения английского языка через ресурсы Интернета .

Для многих людей изучение английского языка сегодня является не простой роскошью, а самой настоящей необходимостью. Без владения английским достаточно сложно найти работу, подняться по карьерной лестнице или отправиться в туристическую поездку по Европе. Выбор метода для изучения языка во многом зависит от наличия у вас свободного времени, а также желания выучить английский язык в максимально короткие сроки. Большую популярность сегодня приобрело изучение языка посредством Интернета. Изучение английского языка при помощи системы онлайн имеет ряд преимуществ. Попытаемся выделить эти преимущества.

    1. Нет необходимости тратить время на дорогу. Большинство центров по изучению английского в реальности имеют условия обязательного посещения курсов, которые они предоставляют своим студентам. Более того, центры эти обычно располагаются на приличном расстоянии, в результате чего вам приходится тратить много времени на дорогу. В том случае, если вы выберете обучение онлайн, вам не придется даже покидать свое жилище, чтобы получить определенный запас знаний.

      Занятия могут проходить в любую минуту, когда у вас появилось время. Занятие английским языком при помощи Интернета может проходить в любое время, удобное для вас, независимо от того, утро это или вечер. Достаточно лишь подать, к примеру, заявку на курсы английского языка на сайте www.englishfirst.ru и заниматься изучением языка. Стоит учесть, что языковые курсы онлайн обязательно прикрепляют к каждому своему студенту преподавателя, который будет строго контролировать процесс обучения. Во-первых, преподаватель регулярно проверяет выполнение вами заданий, указывает на ваши ошибки и недочеты. Помимо этого, преподаватель обязательно разъяснит вам материал, причем делать он это будет столько раз, сколько потребуется. Не стоит думать, что понимать преподавателя посредством Интернета будет в некоторых случаях невозможно. Благодаря наличию различных систем виртуального общения вроде скайпа, вы запросто сможете проводить с вашим преподавателем личное общение, в результате чего занятия будут проходить еще более эффективно.

      Необходимо отметить также удивительную доступность изучения английского языка онлайн. За изучение английского языка можно браться даже в том случае, если вы не знаете ни одной буквы английского алфавита. Для определения вашего уровня знаний пригодятся различные тесты, прохождение которых, как правило, является бесплатной процедурой.

      Занятия в Интернете всегда интересны, красочны, часто построены в игровой форме, что несомненно привлекает внимание и время проходит незаметно, а польза при этом приобретается неоценимая.

3. Практическая часть.

3.1. Результаты анкетирования.

Для изучения общественного мнения по вопросу важности и методов изучения иностранного языка проведён социологический опрос учеников МАОУ «Гимназия». Было опрошено 109 респондентов 5-11 классов. Учащимся было предложено ответить на 8 вопросов об их опыте использования компьютеров и Интернета при изучении английского языка.

Первый вопрос «Пользуетесь ли Вы электронными переводчиками, если да, то какими?» показал нам, что большинство обучающихся используют переводчики и самым популярным оказался Google- переводчик. Его используют около 60 % опрошенных.

На вопрос о программах, используемых учениками для изучения иностранного языка было предложено несколько вариантов ответов. 22 % назвали Полиглот. Английский за 16 часов, далее следуют Puzzle-English (11%) и Lingualeo (9%). Однако, 50 % опрошенных не знают ни одну обучающую программу. Стоит отметить, что это в основном учащиеся 5-6 классов. Возможно, они ещё не осознали всей важности изучения иностранного языка. Далее процент учеников, занимающихся английским языком при помощи сети Интернет и компьютерных программ растёт.

Далее наш опрос выявил, что самым популярным видом деятельности в сети Интернет является поиск незнакомых слов (49 %), то есть пользование онлайн словарём. 22% опрошенных используют сеть при подготовки домашнего задания и лишь 18% для поиска дополнительной информации. При этом примерно половина опрошенных собирается связывать своё дальнейшее обучение в университете с иностранным языком и считает английский языком планеты.

49% учащихся согласны, что компьютеры и интернет делают изучение иностранного языка более интересным и 79% утверждают, что компьютеры и интернет помогают обогащению словарного запаса иностранного языка. 55% считают, что компьютерные программы способствуют усвоению грамматики иностранного языка.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что многим ученикам Интернет помогает не только выполнять домашнее задание, но пополнять словарный запас, усваивать грамматику, улучшая уровень владения языком, то есть он помогает ускорить процесс овладения языком. Это подтверждает нашу гипотезу.

3.2. Анализ развивающих сайтов Интернета.

Я исследовал несколько десятков сайтов, которые могут помочь в изучении и совершенствовании английского языка. На исследованных нами обучающих сайтах есть разделы на отработку произношения, идиомы, сленг, американский английский, диктанты, разбор произношения. Предлагаемые различные грамматические и лексические тесты различного уровня сложности помогают улучшить уровень английского языка. Нами выделены три теста по грамматике и лексике различного уровня сложности: начального (elementary), низшего среднего уровня (pre-intermediate), среднего уровня (intermediate).

Самые популярные сайты для изучения языка:

1.BBC Russian- Learning English. Сайт предлагает английский на разные случаи, тесты, английское видео (радио - репортажи корреспондентов ВВС). ВВС world Service - представляет возможность не только прочитать, но и послушать новости, на многих языках и превратить классную комнату в «агентство новостей».

2.Lingualeo.ru.Сайт lingualeo.ru предназначен, прежде всего, для тех, кто хочет повысить навыки восприятия английской речи наслух , чтения и правильного произношения . А также очень полезен для тех, кто хочет быстро расширить свой словарный запас.

3. City Net делает возможным путешествие по разным странам, посещая парки, памятники и любые другие достопримечательности. Здесь можно найти все о выбранной стране - от фотографий памятников до полного отчета о природных ресурсах и искусстве, на изучаемом языке.

4. America’s homepage. Путешествие по штатам и городам, знакомство с историей, культурой, образом жизни американцев.

5. В школьной программе есть тема «Друг по переписке», и я узнал, что найти партнеров по переписке можно по следующему алгоритму: обратиться с соответствующим запросом в TESL-L (computer-assisted language learning sub-branch [email protected]/[email protected]) или TESLK-([email protected]);

6. Сайт компании Lucent Technologies, ее подразделение Bell Labs позволяет услышать, как звучит любая фраза на иностранном языке. Здесь разработан синтезатор речи, который превращает печатный текст в звук. На сайте http://www.bell-labs.com/project/tts/index.html можно выбрать один из семи языков - английский.

Но кроме перечисленных сайтов нами обнаружены множество сайтов, занимающихся образовательными услугами по изучению иностранного языка. Например, видео уроки английского языка для малышей «Английский с Хрюшей и Степашкой» пользуется большой популярностью у учащихся начальных классов.

3.3. Описание собственного опыта использования Интернет при изучении английского языка.

Чтобы узнать, помогают ли различные способы изучения языка, доступные каждому в интернете, я решил опробовать несколько и выбрать тот, который будет наиболее удобен и прост в использовании.

Я решил проверить онлайн-уроки «Полиглот. Иностранный язык за 16 часов.» Сначала я не поверил и меня очень удивило то, что эти уроки могут помочь выучить язык на разговорном уровне в течение недолгого времени, но уже после первого урока я понял, что это возможно, так как мужчина, обучающий людей, дает все опорные таблицы употребления немалого количества времен английского языка, а также тут присутствует понятное объяснение всего записанного материала. Достаточно быстро у меня появились успехи. Я сделал вывод, что тем, кому нужно в короткие сроки научиться понимать неродной язык и научиться формулировать обиходные фразы, эти уроки, не отнимающие много времени, могут помочь. Однако, для тех, кто собирается связывать свою жизнь с изучение языков, этого недостаточно.

Далее я скачал на свой телефон приложение для изучения английского языка «Duolingo», ведь это доступно всем, так как эту программу можно скачать из Play Маркет на любой телефон, снабженный выходом в интернет. Эта программа не дала ощутимых результатов даже после довольно долгого использования. В этом приложении нет объяснений, как, например, правильно изменять слова в сравнительной и превосходной степенях, а это важно, также нет ничего на усвоение правильного употребления времен.

Я думаю, что «Duolingo» может помочь Вам выучить новые слова и их правописание без объяснения, а методом заучивания, но радует то, что Вы сможете узнать правильное произношение слов, которые раньше не слышали. Таким образом эту программу можно посоветовать использовать для увеличения словарного запаса, если при этом вы уже обладаете знаниями по грамматике.

Следующей программой, которую я решил опробовать на себе, стала «Lingualeo». Наверное, многие читали об этой программе в интернете или слышали от своих знакомых, ведь сейчас это наиболее распространенный метод изучения иностранного языка среди молодежи. Эта программа меня не огорчила, а даже порадовала своей простотой, но в то же время эффективностью, ведь в этом приложении есть все объяснения и очень много практики. Она явно поможет тем людям, кто хочет улучшить свои знания, но для обучения с нуля наиболее подходит не она, а онлайн-уроки, о которых я говорил ранее.

Вывод : Изученные мною программы могут помочь как выучить язык, начиная с нулевого уровня, так и ради дополнительного развития, пополнения словарного запаса для тех, кто уже обладает определёнными навыками общения. Наиболее значимыми оказались онлайн-уроки «Полиглот. Иностранный язык за 16 часов», а почти бесполезной программой, на мой взгляд, стало приложение «Duolingo».

4. Заключение.

На основе проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Нам удалось узнать из итогов анкетирования и изучения информации в интернете, что иностранный язык очень востребован в современном мире как для общего развития, так и для овладения разнообразными профессиями, общения с людьми. Поэтому множество программ, связанных с изучением языка, а также усвоением грамматики, становятся наиболее популярными среди людей в современном мире.

2. Наше исследование подтверждает многообразие особенностей компьютерного изучения языка: мультимедийные учебники, где можно найти достаточно упражнений для учащихся всех возрастов и разных уровней знаний, учебные программы «Профессор Хиггинс», «Английский без акцента», мультимедийные программы «Охford Platinum» и «Английский. Путь к совершенству» и т.д., просмотр фильмов, использование обучающих программ в сети Интернет и так далее.

3. Исследование показало, что использование компьютерных технологий - это не только источник удовольствия, но в первую очередь, это способ получения информации. При выборе компьютерных программ ребята отдают предпочтение не игровым компьютерным программам, а предпочитают учебно-обучающие компьютерные программы. Это значит, что ребята заинтересованы в знании иностранного языка, имеют навыки работы в различных компьютерных программах, создают компьютерные презентации, общаются в сети Интернет.

Гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования: «Если использовать компьютер и Интернет в процессе изучения иностранного языка, то можно добиться положительных результатов» подтвердилась, о чём свидетельствуют данные анкетирования и собственный опыт использования обучающих программ. Но Интернет - технологии ни в коем случае не заменят живого общения учителя и ученика. Таким образом, в наш век высоких технологий компьютеры играют огромную роль в изучении английского языка, так как существует интересная и полезная возможность новых контактов в реальной речевой практике.

5. Библиография.

1. Дмитриева Е.И. Основная методическая проблема дистанционного обучения иностранным языкам через компьютерные телекоммуникационные сети интернет.// ИЯШ - 2003 - №1 - с. 28 -30

2. Кушниренко А.Г., Леонов А.Г., Кузьменко М.А. и т.д. Что такое Интернет? Информационные и коммуникационные технологии в образовании.// Информатика и образование. - 2006. - № 5-7-с. 14 -18

3. Лоскутова Г.В. О компьютере по - английски: Учебное пособие по чтению на английском языке / Г.В. Лоскутова, Ю.В. Масленникова - СПб: КАРО, 2004 - 192 с.

4. Полилова Т.А. Пономарева В.В. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранных языков // ИЯШ - 2007. - № 6.- с. 35-36

5. Мультимедийные учебники, учебные программы «Профессор Хиггинс», «Английский без акцента», мультимедийные программы «Охford Platinum» и «Английский. Путь к совершенству» и т.д..

Источники из сети Интернет.

ru.wikipedia.org/wiki/Дистанционное_обучение

ru.wikipedia.org/wiki/Интернет

ru.wikipedia.org/wiki/Электронное_обучение

Abc-english-grammar.com

www.native-english.ru

www.englishonlinefree.ru

www.englishlearner.ru

www.youtube.com/user/MinooAngloLink

www.youtube.com/user/dailydictation

www.youtube.com/user/duncaninchina

www.manythings.org

www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/language/

www.amalgama-lab.com


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении